В прошлом материале «Трудные дети или трудные родители?» мы рассматривали модели поведения родителей, которые можно назвать трудными для их детей. Сегодня мы сместим фокус нашего внимания на детей и поговорим о том, что такое трудное поведение и какие объективные факторы заставляют детей вести себя не так, как хотелось бы родителям.
Трудным поведением можно назвать действия ребенка, с которыми нам, взрослым, трудно. Важно помнить, что трудное поведение негативно характеризует не ребенка, а ситуацию, в которой он находится на данном этапе жизненного пути.
Эксперты отмечают, что сложное поведение чаще наблюдается у детей из неблагополучных семей. Особенно часто с этой проблемой сталкиваются приемные родители. У детей, переживших опыт сиротства, трудное поведение становится ответом на травму, реакцией на пережитый стресс.
Каких детей называют трудными?
Подчеркнем, что у каждого родителя есть собственное понимание того, что значит «трудный ребенок». Чаще всего трудными называют детей, которые:
- не контролируют собственное поведение
- не осознают своих и чужих чувств и эмоций
- не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях
- не реагируют на замечания родителей и педагогов
- часто устраивают истерики
- не умеют вести себя в общественных местах
- ведут себя замкнуто и становятся изгоями в детском коллективе
- вызывают раздражение у взрослых
Уже из этого списка ясно, что не каждое действие ребенка, доставляющее неудобство другим, можно в действительности назвать трудным поведением. Психологи говорят, трудных детей не бывает, бывают дети, которым трудно. Или дети, с которыми трудно нам.
Виды трудного поведения
Обычно трудным поведением детей и подростков принято обозначать следующие действия:
- Ложь
- Воровство
- Агрессивное поведение
- Аддиктивное поведение: употребление алкоголя, наркотиков, курение
- Сексуализированное поведение
- Манипулятивное поведение
- Проблемы в учебе
Такое поведение — это в первую очередь призыв о помощи, признак того, что в жизни ребенка что-то идет не так. Психологи называют трудное поведение «сигналом SOS», который ребенок посылает взрослым. Таким образом он пытается привлечь к себе их внимание. Ребенок добивается того, чтобы его услышали, поняли и поддержали.
Отдельно стоит подчеркнуть, что трудное поведение — раздражающий фактор не только для окружающих, но и для самого ребенка. Оно мешает ему нормально развиваться, учиться, общаться со сверстниками и с семьей. Поэтому чувства и потребности детей — то, что в первую очередь должно быть принято во внимание в любой ситуации трудного поведения.
Помочь ребенку справиться с трудностями невозможно без установления их истинных причин. Только разобравшись, что в действительности стоит за плохим поведением, мы можем показать ребенку путь решения его проблемы.
Откуда берутся трудности
Родителям важно понимать, что у трудностей в поведении ребенка всегда есть объективные причины. Эти причины можно условно обозначить как:
- неудовлетворенная потребность
- несформированный навык
- последствия травмы
А чаще всего виной плохому поведению — комбинация трех перечисленных факторов.
Объективные причины трудного поведения можно также разделить на следующие подкатегории:
- Биологические: особенности организма, состояние здоровья, как физического, так и психического (возрастные кризисы сепарации, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивноти), РАС (расстройство аутистического спектра), ЗПР (задержкоа психического развития) и пр. психические заболевания).
- Психологические: особенности характера, эмоционального реагирования и мыслительной деятельности, врожденный темперамент, возможные «сбои» в привязанности и последствия психологических травм.
- Социальные: неблагоприятный климат в семье, школе, пробелы в воспитании и др.
Иногда причины трудностей в поведении ребенка кроются в воспитательных ошибках их родителей. Мы уже писали о «трудных» родителях в нашем прошлом материале. Сейчас остановимся лишь на наиболее распространенных ошибках, которые могут стать причиной плохого поведения ребенка.
Ошибки родителей в воспитании
- Воспитание «кумира семьи»
- Гиперопека или гипоопека (недостаток опеки)
- Неправильный пример родителей
- Отсутствие четких «нельзя» и «можно»
- Неумение воспитать в ребенке чувство ответственности за свои поступки
- Перекладывание воспитательной функции на социальные институты
Причины трудного поведения
Рассмотрим наиболее распространенные проявления плохого поведения у приемных детей и проанализируем их объективные причины.
Причины лжи приемного ребенка
- Способ защиты. Прячась за ложь, ребенок избегает наказания за проступки. Родителям стоит задуматься, не провоцируют ли они ребенка на ложь своими завышенными требованиями, запугиванием и наказанием. Может, ваш ребенок сказал неправду, потому что побоялся наказания.
- Реакция ребенка на правила в семье. Дети из системы не привыкли придерживаться правил и исполнять обязанности. Если взрослые оказывают давление, ребенок прибегает ко лжи как к самому легкому способу на время избежать ответственности.
- Способ быть принятым. Ребенок хочет понравиться взрослому, но не знает других способов.
- Способ привлечь внимание родителей. Попытка разжалобить, найти болевые точки у родителей.
- Жизненный опыт. Возможно, в кровной семье такое поведение считалось нормой.
- Способ компенсации.
- Проявление патологического состояния.
Причины воровства
- Непонимание ценности денег, вещей. В детском учреждении все было общим и было принято брать вещи без разрешения. Также дети могут быть капризны в проявлении своих «хочу» и считать, что могут брать вещь, если она просто им понравилась.
- Признание со стороны сверстников. Подросток может украсть вещь, чтобы стать «своим» среди ровесников. Ребенок боится стать изгоем, но не знает других способов понравится сверстникам.
- Шантаж. Ребенок может стать жертвой вымогательства. Главная задача родителей — дать ему понять, что он всегда, в любой ситуации может обратиться к родителям за помощью.
- Способ привлечения родительского внимания. Детям из детских домов это привычно: чтобы тебя заметили, надо провиниться. Таким образом ребенок может проверять границы: что можно, что нельзя в семье? А что вы сделаете? Не откажетесь ли от него?
- Присвоение статуса. Ребенок может связывать наличие каких-либо вещей с чувством собственной значимости, уверенности в себе.
- Клептомания. Здесь не обойтись без помощи психиатра.
Причины проблем в учебе
Важно понимать, что неуспеваемость по какому-то одному предмету нельзя расценивать как трудное поведение ребенка. Говоря о проблемах в учебе, мы подразумеваем систематическую неуспеваемость по большинству предметов, нежелание или отказ ребенка ходить в школу, агрессивное поведение внутри стен учебного заведения. Так, причинами проблем ребенка в учебе могут быть:
- Отставание ребенка в развитии. Ребенок просто не в силах освоить предлагаемую ему учебную программу.
- Внутрисемейные проблемы. Конфликты в семье, отсутствие чувства безопасности у ребенка не может не отражаться на его учебе.
- Не сформирован навык к обучению. Ребенку может быть сложно соответствовать требованиям и установленным в школе правилам.
- Отсутствие мотивации к обучению. Подробнее об этом в нашем большом материале «Мотивация к обучению».
- Чрезмерные нагрузки. Порой ребенку физически тяжело справляться с учебными задачами.
- Завышенные ожидания родителей. Иногда родители предъявляют к детям необъективные требования, которым у ребенка не получается соответствовать. Эффект от завышенных ожиданий прямо противоположный: чем выше требования, тем сильнее разочарование ребенка и тем ниже его мотивация.
- Трудности в выстраивании отношений со значимым взрослым (учителем).
- Трудности в выстраивании отношений в коллективе сверстников.
Причины агрессивного поведения
- Отсутствие опыта конструктивных взаимоотношений в семье.
- Неумение по-другому выражать свои эмоции.
- Следствие жестокого обращения.
- Отсутствие позитивного образца поведения в сложных ситуациях.
- Гиперопека родителей. Отсутствие правил и ограничений в поведении.
- Способ привлечения внимания родителей.
- Подражание взрослым (зеркальное отображение).
- Проявление аутоагрессии как способ отвержения самого себя.
- Проявление патологического состояния.
Как мы выяснили, трудное поведение детей и подростков всегда обосновано объективными причинами. Понять эту причину — значит найти ключ к решению проблемы. И конечно, очень важно не воспринимать трудности в коммуникациях с детьми как катастрофу. В них нужно видеть родительские задачи, которые у вас обязательно получится решить.
В следующем материале поговорим о том, как взаимодействовать с ребенком, которого принято считать «трудным».
Фото: кадр из фильма «Трудный ребенок».