Вопрос: Наш приемный ребенок, как мы выяснили, совсем мало знает сказок и не верит в чудеса. Нужно ли приобщать его к такой литературе?
Как ни странно, сказка нужна каждому из нас. А для ребенка сказка может стать даже лекарством – сказкотерапия применяется в психологической работе и может помочь повлиять на поведение и эмоциональное состояние ребенка. Иногда можно услышать: «Кому нужны эти сказки?! Это все уже устарело. Современным детям не нужно!». Но это неправильно.
Сказки детям нужны, скажу больше, жизненно необходимы. Они ими живут, на них учатся, с ними успокаиваются, через них общаются. И даже излечиваются. Русские сказки, это та мудрость нашего народа, передаваемая из поколения в поколение. Это та самая река времени. И очень будет жаль, если она однажды обмелеет и высохнет совсем.
Что таится в сказке? Сюжет, метафора, образы, волшебные предметы и чудесные превращения, да мало ли чего в сказке случается. Только нужно упорно идти по дороге повествования до конца, чтобы понять суть авторского или народного послания. Сказка не терпит суеты. Она никогда не раскроется до конца, если относиться к ней небрежно, на ходу, бессмысленно. И, чтобы обязательно, было время разобраться, прислушаться, подумать.
Однажды на консультацию пришла бабушка с мальчиком 6 лет. Оказалось, родители решили воспитывать ребенка «в современном стиле» – читали ему только сказки Пушкина, Ершова, но не русские народные. Впервые от психолога мальчик услышал сказку «Колобок» и был покорен этой историей. С восторгом он поделился бабушкой своим новым знанием.
К сожалению, дети-сироты или дети, имеющие опыт тяжелых первых лет своего детства, жившие в кризисных семейных условиях, могли не услышать и половины этих сокровищ. В их детстве, возможно, не было традиции, когда вечером семья собирается вместе, когда читаются книги, рассказываются сказки. Не у каждого ребенка была заботливая бабушка, рассказывающая таинственные старинные истории, не каждому мама читала на ночь сказку. Возможно, у ребенка не выработана привычка слушать и слышать сказочные истории, фантазировать, образно мыслить, позволять себе верить в чудеса, анализировать, понимать характеры героев.
У каждого возраста своя сказка… Совсем у крох – сказки простые, как прибаутки: на укачивание, пеленание, купание, веселье, потому как грудничкам до года пока еще сюжет не ведом, а голос рассказчика знаком. Это мамин голос.
Для малышей от 2 лет интересны сказки про животных. Они понятны, через них постигается характер героя, его образ, а потом, чуть позже, и поступки. Помните? Зайчик-побегайчик, трусишка, Волчок – серый бочок, Волк – зубами щёлк – образ опасный, Лисичка – сестричка, хитрая, ей верить нельзя, обманет; Петушок – золотой гребешок, смелый, отважный, приходит на помощь слабым и прочее.
К 4-5 годам у малыша начинает проявляться мифическое мышление. Это период ценен тем, что он наполняет ребёнка способностью к фантазированию, активизирует воображение. Малыш живёт в своём мире, примеряет и присваивает себе качества полюбившихся ему персонажей. Дети желают обладать волшебными предметами, чтобы сражаться. Если в раннем возрасте ребёнок постигает образ и характер героя, то в дошкольном с помощью сказок ребенок может уже оценить его поступки.
С взрослением ребёнка развивается и усложняется сказочный сюжет.
Сказка – ложь, да в ней намек, не зря так говорили. В каждой сказке есть свой философский смысл. Благодаря сказкам ребенок учится дружбе, взаимопомощи, честности, благородству.
Читайте с ребенком книги. В сказки можно погрузиться в любом возрасте. Они помогут развить образное мышление. Обсуждайте сюжет, делайте выводы, интересуйтесь у ребенка, как он оценивает поступок того или иного героя.
И не развенчивайте веру в чудо. Наоборот, укрепите эту веру. Дед Мороз и предстоящий Новый Год – это ведь тоже чудеса. Возможно, ваш ребенок ранее никогда не воспринимал этот день как что-то волшебное, и у него в жизни не было Деда Мороза и чудесным образом появившихся под елкой подарков – а есть дети, у которых не было даже и новогодней елки дома… В нашей жизни бывают события, когда мы надеемся только на чудо – и в детстве, и во взрослом возрасте. А если вера в чудо не сформирована, то пережить такое событие в жизни будет сложно, психика может просто не справиться. А еще – не делайте из Деда Мороза злой образ. Например, не надо пугать ребенка «Ты плохо себя вел в этом году, тебе Дед Мороз не принесет подарков». Нет, Дед Мороз – добрый персонаж, пусть ожидание праздника будет для ребенка радостным, без страха.
Предложите ребенку написать Деду Морозу письмо – или напишите его вместе. Настоящее письмо настоящему Деду Морозу – это ли не вера в чудо и волшебство?
Счастливого Нового Года!