Школа приемных родителей: какие знания можно получить в ходе обучения?
С 2012 года в России стала обязательной подготовка в ШПР для кандидатов в приемные родители. А какие навыки и знания вы получите в Школе? Разберемся с темами и направлениями.
«Когда я пошла учиться, считала это формальностью. Думала, отсижу ради галочки, чтобы получить свидетельство, – и за ребенком! – делится впечатлениями одна из слушательниц ШПР. – Но когда начался этап поиска ребенка, мне пригодились юридические знания, когда поехали в детский дом, я вспомнила занятия на тему знакомства с ребенком и советы о том, что нужно узнать о нем у специалистов. Квартиру мы готовили перед принятием ребенка прямо по конспекту! А потом началась адаптация – и снова пригодились знания, которые я получила, обучаясь в ШПР. Если бы их не было, я бы, наверное, впала в стресс, вернула ребенка. Но я уже знала, что трудности – временные, и поведение ребенка обусловлено страхами и травмами. Сейчас, спустя год, уже все наладилось. Благодаря ШПР я много узнала и о себе, о том, что я могу».
Итак, погружаемся в программу. Условно обучение можно разделить на 4 блока, и каждый из них дает свои знания.
1 блок. Юридические тонкости
Вы получите обязательные знания о нормах семейного права, о разных формах семейного устройства, о последних изменениях в законодательстве. Конечно, юрист Школы расскажет вам о том, какие необходимые документы нужно собрать, чтобы получить разрешение на усыновление или опеку, о последовательных действиях в поиске ребенка, о том, как пользоваться базой данных, о ваших правах и обязанностях, о правах ребенка и о многом другом.
«Например, далеко не всех детей, которые находятся в учреждениях, можно усыновить или удочерить. Но почти всех можно взять под опеку или в приемную семью. Форма возможного семейного устройства зависит от правового статуса ребенка, то есть от ситуации в его кровной семье», – напоминает Наталия Мишанина, психолог, эксперт в сфере социального сиротства и приемного родительства.
2 блок. Про себя
Это очень важный, психологически нагруженный блок, который начинается со знакомства кандидатов в замещающие родители с психологами, ведущими курс подготовки, на первой встрече-собеседовании. «Вы много узнаете и о себе. О своих мотивах, представлениях, страхах, ожиданиях, – замечает Наталия Мишанина. – Важно осознать, насколько хватит вашего личного ресурса, и какими компетенциями вы должны обладать, чтобы принять ребенка с тяжелой историей. А еще – об отношении супруга или супруги к теме сиротства и приемного родительства, о готовности кровных детей, об отношении родственников к вашей идее. О том, почему важно все это знать и разобраться в вашей семье до того, как вы взяли ребенка из детского дома. И это только первый шажок в сторону осознания себя как будущего приемного родителя».
Наш эксперт рекомендует приходить на такое собеседование вдвоем, впрочем, и ШПР лучше посещать в паре, ведь воспитывать ребенка, пришедшего к вам в семью, придется двоим. Готовность к непростому шагу должна быть у обоих родителей.
Знакомство с самим собой будет проходить в ходе вашего участия в упражнениях и обсуждениях собственных чувств и ощущений, в ходе оценки своего отношения к той или иной теме и ситуации, поясняет Наталия Мишанина: «Многие темы могут резонировать с переживаниями «внутреннего ребенка», с собственным не пережитым травматическим опытом. Если какая-то тема задевает, то нужно обратиться с ней к психологу, записаться на индивидуальную консультацию и проработать то, что сможет помешать в дальнейшем понимать поведение и чувства приемного ребенка».
Конечно же, и выполнение домашних заданий и самостоятельной работы откроет много интересного про вас. А психологическая диагностика, включенная в процесс обучения, сможет показать вашу готовность к замещающему родительству.
3 блок. Про ребенка
Это очень масштабный блок обучения в ШПР. Нужно знать о закономерностях развития, о физиологических особенностях детей на разных этапах. В дальнейшем это поможет определить, насколько приемный ребенок отстает от нормы развития и составить маршрут его восстановления.
Важная тема – особенности детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждение, что все дети одинаковые, не подходит к этой категории. У каждого имеется свой опыт проживания в асоциальной семье, опыт выживания в условиях, в которых не должны жить дети. А пребывание в учреждении (особенно длительное) сказывается на всех сферах жизни ребенка: физической, психической, эмоциональной, социальной.
Знания о различных видах депривации, о привязанности и ее нарушениях помогут слушателям ШПР понять причины сложностей в коммуникации с ребенком. «У детей, росших без родителей в большом, но замкнутом коллективе, специалисты наблюдают бедность и стереотипность эмоциональных реакций, импульсивность, трудности в вербализации собственных чувств, неразвитые способности сопереживать другому. Эти искажения возникают и как результат жестокого обращения с ребенком в неблагополучной среде, и как следствие травмы от разлучения с семьей. А уклад жизни в учреждении еще усиливает эмоциональную депривацию, – рассказывает Наталия Мишанина. – Также следствием жестокого обращения с ребенком и результатом сенсорной депривации могут стать сложности тактильного взаимодействия родителей с ребенком. Это может быть страх прикосновений, отстранение от контактов с кем-то конкретно (с папой, к примеру) из-за травматического опыта. Бывает и наоборот – ребенок «липнет» постоянно и ко всем».
Информация о психологических травмах, о том, как она влияет на развитие личности, на поведение ребенка, может помочь налаживанию контакта, созданию безопасных условий проживания семьи, снижению страхов. Это будет возможно в случае, если травма ребенка не станет резонировать с вашим травматическим опытом, подчеркивает психолог.
Слушатели школы должны представлять, как особенности ребенка проявляются в быту и повседневном общении, и знать, как уменьшать негативные последствия депривации.
Тема, которая развеет много страхов и сомнений – здоровье приемных детей. Обычно слушатели курсов интересуются наследственностью, неврологическими и психиатрическими заболеваниями, особенностями развития детей, продолжительное время проведших в интернатах. Специалист-медик, сможет рассказать о медицинских проблемах живым человеческим языком, чтобы снять у слушателей страх перед сложными диагнозами. Важно отметить – и это вы узнаете на курсах ШПР – что большинство медицинских проблем не являются объективным препятствием к тому, чтобы взять ребенка в семью. Ограничения связаны только с возможностями приемных родителей, которые нужно правильно оценить. И если у вас нашлись ресурсы к принятию в семью ребенка с инвалидностью, то вы сможете также пройти дополнительную программу ШПР по этой теме.
Также в качественных ШПР уделяется внимание таким темам, как сироты-подростки. Ведь сейчас в детских домах все меньше остается маленьких детей, и все больше «непростых» – это дети с инвалидностью, сиблинги (братья и сестры) , а также подростки. Но им тоже нужна семья! Как стать приемным родителем такого ребенка – вы узнаете в Школе.
Важно будет проработать также тему возвратов. Это явление существует, на него невозможно закрыть глаза. Надо понять причину возврата детей в учреждения, а также знать, как избежать подобного варианта развития событий в семье и что и кто могут помочь в острой ситуации.
4 блок. Про семью, родительство и воспитательный ресурс
Знаете ли вы свою семейную систему и ее основные закономерности? На занятиях в Школе приемных родителей вы узнаете о стадиях развития семьи и ее кризисах, о ролях, границах, иерархии, семейных правилах и установках. Словом, о том, на чем держится ваша семья. Это необходимо знать, ведь к вам не просто придет приемный ребенок, он принесет с собой свою систему. И начнется непростое вживание, интеграция, врастание одной семейной системы в другую. А это болезненный процесс, который называется адаптацией. Про стадии адаптации вам тоже расскажут в ШПР, и о том, что происходит с ребенком и с вами на каждом ее этапе.
Особая тема – про родительство. «На ШПР приходят разные семьи, и уже с опытом воспитания как родных, так и приемных детей, и совсем не опытные. Поэтому очень важно разобраться в сущности родительства, из каких компонентов оно состоит, из чего формируется, какими качествами обладает родитель и откуда эти качества появляются. Но важно здесь понимать то, что приемное родительство отличается от просто родительства еще большим вниманием, более ответственным подходом, максимальными компетенциями. Эта тема раскрывает перед слушателями кладовую родительского потенциала», – подчеркивает наш эксперт.
А для чего же замещающим родителям необходим мощный личностный, эмоциональный, интеллектуальный потенциал? Об этом вы узнаете на занятии, посвященном тому, как замещающие родители должны создать безопасные, принимающие условия для приемного ребенка, так называемую реабилитационную среду. Потому как одной любви будет недостаточно.
Тема трудного поведения продолжает предыдущую и касается наиболее острых и трудных моментов периода адаптации – кризиса. «Надо понимать, что невозможно перейти на следующий этап адаптации, минуя кризис. Нерешенные проблемы напомнят о себе и будут тянуть семью назад. Но пройдя через кризис, приемные родители повышают свою компетенцию и уверенность, а у ребенка снижается тревожность и повышается самооценка. Он начинает чувствовать себя увереннее в семье, понимая, что его не отдадут, даже если он сделает что-то не так. Однако хотя кризис – норма, у него могут быть причины, и если одни из них можно просто принять, то с другими нужно работать», – поясняет Наталия Мишанина.
Очень болезненная и сложная тема – прошлое ребенка. Многие дети сохраняют привязанность к своим кровным родственникам, уже оказавшись в замещающей семье: дети помнят своих родителей, продолжают искать контакта с ними, и запрет на общение с кровной семьей может привести к задержке развития ребенка и многим другим поведенческим сложностям. В ШПР вы сможете подготовиться к тому, что ребенок может продолжать любить кровных родителей и вспоминать о них, несмотря на сложные и противоречивые чувства. На занятии затрагиваются такие темы «прошлой жизни» ребенка, как семейная история ребенка и ее влияние на его дальнейшую жизнь; возможности контакта ребенка с кровными родственниками и особенности таких контактов; влияние на ребенка травматического опыта: депривация, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка, разлука с кровной семьей. На этом занятии много говориться о чувствах замещающих родителей, так у некоторых, особенно у будущих усыновителей имеются идеи о присвоении ребенка, сохранении тайны усыновления, изменении истории ребенка.
Это основная часть тем, которые освещаются в Школе приемных родителей. В наших дальнейших актуальных статьях мы вернемся к каждой теме и разберем ее подробно.