

Все родители хотят, чтобы их ребенок стал целеустремленным, усидчивым, терпеливым, одновременно добрым, открытым и жизнерадостным. Данные качества характера помогут ему добиться целей, стать успешным человеком, которого любят и уважают в обществе. Сегодня вместе с психологом Юлией Астраханцевой мы разберемся, какие факторы играют ключевую роль в развитии характера ребенка.
В психологии характер означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении и обуславливают типичные для конкретного человека способы поведения. Характер определяет чувства, мысли, эмоции, побуждения личности.
По мере того, как формируется определенный образ жизни человека, развивается и он сам. Поэтому характер может претерпевать изменения на протяжении всей жизни человека. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные обстоятельства, в которых проходит его жизненный путь.
Передается ли характер по наследству?
Некоторые черты характера могут передаваться по наследству, но это не повод для волнения. Именно внешние факторы, такие как семья, друзья, школа, секции, окончательно укореняют определенные черты характера ребенка. Они же создают ценности в жизненной среде. Именно поэтому в развитии ребенка главную роль будут играть окружение, общение и воспитание. На этапе, когда семья оказывает доминирующее влияние на ребенка, необходимо создать благоприятную среду для становления его лучших черт характера.
В чем ценность истинного интереса?
Исследователь Е.И. Рогов отмечает, что бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. В процессе взросления цели могут меняться, но их наличие и поддержка со стороны близких являются важным критерием для формирования сильного и устойчивого характера, который способен выбрать рациональный путь для достижения поставленных вершин. Если отслеживать истинный интерес ребенка и участвовать в его реализации, это воспитает в нем настойчивость и целенаправленность. В развитии характера ребенка большую роль будет играть создание досуга. Посмотрите, что ему больше нравится: рисовать, читать книги, танцевать, играть в шахматы. Например, если ребенок подвижный, эмоциональный и стремится к активным видам спорта, не стоит отдавать его на рисование или моделирование, чтобы успокоить ребенка и сделать его усидчивым. Когда он станет взрослым, есть вероятность проявления агрессии и чувства подавленности. Энергия ребенка должна направляться в русло, которое является его истинным интересом.
Экстраверт или интроверт?
Генетическая основа характера – темперамент, он задает норму реакций, набор способов реагирования. В основе лежат два нервных процесса: возбуждение и торможение. Сливаясь, темперамент и характер раскрываются в процессе социализации в таких психологических характеристиках человека, как экстраверсия – интроверсия. Эти понятия впервые были введены крупнейшим швейцарским психологом и психиатром Карлом Юнгом в начале XX века. Выделяют два мира, в котором находится человек: внешний и внутренний. У экстравертов на первый план ставятся объекты и процессы внешнего мира, они готовы быстро подстроиться под изменившиеся обстоятельства и найти стратегию решения какой-либо задачи. Интроверты уделяют внимание своим самоощущениям и ставят внешний мир под призму своих внутренних убеждений, акцентируя внимание на ценности их субъективной интерпретации. У экстравертов больше проявляются процессы возбуждения, что делает их коммуникабельными, яркими, деятельными и порой безрассудными. Интроверты спокойны, вдумчивы. Их медлительность проявляется за счет повышенного нервного процесса – торможение. Важно отметить, что современные психологи рассматривают экстраверсию – интроверсию как спектр, и большинство людей находятся где-то между этими двумя полюсами, тяготея к тому или иному типу личности.
В науке есть большое количество убеждений, как характер и темперамент связаны между собой. Часто черты характера и свойства темперамента могут находиться в конфликте, например, меланхолик может быть вспыльчивым из-за невоспитанности, а холерик – сдержанным из-за выдержки и стрессоустойчивости. Нам важно понять, что темперамент формируется в коре головного мозга в период внутриутробного развития, а характер образуется за счет общественного влияния групп, потребностей и истинного интереса.
Как родители могут повлиять на развитие характера ребенка?
До трехлетнего возраста ребенка родители могут активно влиять на воспитание его личности, поэтому в этот период важно укоренить лучшие качества ребенка. Сделать это можно за счет внимательного отношения к интересам и потребностям ребенка, а также объективного объяснения поведения в той или иной ситуации. После того, как характер сформировался, родитель должен указать на главенствующие и второстепенные черты характера ребенка, которые помогут ему социализироваться и добиться больших успехов в жизни.
Приемным родителям, которые берут в семью ребенка старше трех лет, необходимо выявить в нем те качества характера, которые уже устоялись, и понять, на какие сделать упор. Помочь в этом могут разговоры, игры, книги и фильмы. Например, в процессе изучения художественного произведения ребенок через героев учится понимать, что хорошо, а что плохо, а в процессе игры – проявлять себя, свои таланты и способности.
Родителям очень важно не бояться неизвестности и быть готовыми к восприятию нового опыта. Уделяйте время ребенку, читайте, играйте, исследуйте его поведение в той или иной ситуации. Помогите ребенку изучить свои сильные и слабые стороны и расскажите, какие из уже сформированных черт характера стоит выдвинуть на первый план.