Сегодня вместе с психологом Наталией Мишаниной мы рассмотрим причины детской тревожности, обратим особое внимание на беспокойство, которое дети испытывают во время учебы в школе, и узнаем, как родители могут помочь детям снизить уровень тревожности.
Прежде всего, стоит отделять тревожность от тревоги. Тревога – кратковременное проявление беспокойства, волнения ребенка. Тревожность – устойчивое состояние, которое имеет отрицательную эмоциональную окраску и характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Этот конфликт может быть вызван:
- Неадекватными, завышенными требованиями.
- Противоречивыми требованиями, которые ребенок получает с разных сторон и не знает, чему именно он должен соответствовать и к чему стремиться.
- Негативными требованиями, которые могут унизить ребенка или поставить его в зависимое положение.
Виды тревожности:
- Тревожность как свойство личности. Ребенок часто испытывает эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к изменениям, любое изменение привычных условий или любая сложная задача могут лишить ребенка душевного равновесия. Часто дети перенимают тревожность от своих родителей.
- Ситуативная тревожность. Тревожность может быть связана с конкретными ситуациями. Например, ребенок после негативного опыта общения с врачом может начать бояться всех докторов.
- Школьная тревожность. Выражается в повышенном беспокойстве ребенка из-за учебы. Он боится плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, неприятия со стороны одноклассников. Ребенок постоянно сомневается в себе, не уверен в своих знаниях и способностях.
Причины школьной тревожности
Важно! Те же причины могут быть перенесены и на другие сферы жизни ребенка.
- Страх оценивания
Ребенок боится негативной оценки со стороны родителей, учителей, сверстников: «Будут смеяться, что я глупый».
Если ребенок сталкивается с ситуацией повторяющейся негативной оценки, в нем закрепляется уверенность в собственной неполноценности, что приводит к бездействию: «Зачем стараться, если меня называют двоечником».
- Страх не оправдать ожидания
Если ребенок сталкивается с неадекватными ожиданиями со стороны родителей, он приобретает страх не оправдать их ожидания: «Я плохой и позорю свою семью».
- Страх потерять любовь родителей
Если ребенок чувствует, что родителей интересуют только его оценки, то есть формальные показатели успешности ребенка, он приобретает этот страх: «Вы любите меня только за то, что я приношу пятерки».
- Нагрузки в школе, не соответствующие возможностям ребенка
Если темп обучения и нагрузки не соответствуют уровню развития ребенка, его способности усваивать и запоминать материал, у ребенка может возникнуть постоянная фоновая тревожность.
- Плохие отношения с учителем, одноклассниками
Если ребенок находится в ситуации конфликта с учителем, и тем более если он сталкивается с буллингом, в школе он будет испытывать постоянную тревожность.
- Длительный пропуск занятий
Если ребенок болел и пропустил определенное количество уроков, у него может возникнуть чувство страха и отторжения. Невыученный материал накапливается, как снежный ком, и ребенку уже очень сложно успеть за классом. Обостряется тревожность.
Признаки школьной тревожности:
- Пассивность на уроках:
«Я не буду поднимать руку, лучше спрячусь. А то вдруг меня спросят, и я не смогу ответить»
- Скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя
- Неучастие в активностях сверстников
На перемене ребенок скорее наблюдает в стороне за играми одноклассников, сам никогда не выступает инициатором каких-либо активностей
- Частые болезни
Ребенок может начать чаще болеть в силу непомерных эмоциональных нагрузок, которые накладывает на него постоянная фоновая тревожность.
- Низкая учебная мотивация, нежелание ходить в школу
Если не помочь ребенку преодолеть тревожность, в дальнейшем она может перерасти в неврозы, отсутствие мотивации, в трудные формы поведения (от агрессивных до пассивных).
Как помочь ребенку преодолеть тревожность?
- Если ребенок открыто не говорит о своих переживаниях, но вы видите, что он проявляет тревожность, попробуйте использовать метод игры. Игра – великая вещь, применять ее можно в любом возрасте. Например, вы можете обыграть ситуацию в классе, взять на себя роль ученика, а ребенок пусть возьмет роль учителя. Через игровую деятельность можно понять, с одной стороны, что происходит в школе, с другой – дать ребенку возможность увидеть разные пути решения проблемы.
- Заранее готовьте тревожного ребенка к переменам и важным событиям. Проговаривайте то, что будет происходить. Ребенок, который находится в постоянном состоянии тревоги, с большим трудом анализирует события. Поэтому этот анализ родитель должен взять на себя. Нужно проговаривать, что ждет ребенка, мягко подготавливая его к этому событию.
- Не описывайте предстоящие события в черных красках. Самое главное – не запугать ребенка и не усилить и без того тревожное состояние. Например, такие фразы можно услышать от родителей дошкольников: «Вот пойдешь в школу, там-то учительница тебе быстро объяснит, как надо себя вести!». Мотивирует ли такая установка? Нет! Наоборот, повышает тревожность и усиливает страх.
- Делитесь своим опытом. Но описывайте положительный исход событий. «У меня в детстве тоже была такая ситуация, но я сделала …, и в итоге все закончилось хорошо».
- Говорите о положительных качествах ребенка, его сильных сторонах. Хвалите его и выражайте уверенность в успехе.
- Сопоставляйте успехи ребенка только с его же предыдущими результатами. Ни в коем случае не сравнивайте его с одноклассниками. Это не работает.
- Учите ребенка расслабляться, переключаться и адекватно выражать свои негативные эмоции. Ребенку нужно выпускать пар, избавляться от внутреннего напряжения. Дыхательные упражнения и такие простые способы как «прокричаться», побить подушку, потопать ногами – все это не только можно, но и нужно делать, чтобы дать ребенку эмоционально «выдохнуть».
- Помогайте ребенку расслабиться и преодолеть тревожность с помощью тактильного контакта. Объятия, поглаживания по голове, поцелуи – все это необходимо ребенку.
Когда ребенок почувствует себя защищенным, когда он поймет, что у него есть поддержка и опора, тогда чувство тревоги постепенно будет снижаться.