Специалисты фонда «Достойный гражданин» провели финальный семинар в рамках первого модуля курсов «Формирование компетентности специалистов, работающих в программах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В первом потоке курсов приняли участие учителя, директора школ и детских учреждений, сотрудники органов опеки и попечительства, социальные работники. Цель модульных тренингов – повышение компетенции специалистов сферы семейного устройства в области психологии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также профилактика их профессионального и эмоционального выгорания. Для специалистов Зубцовского района это был первый опыт подобного обучения, благодаря которому они получили узкие практические знания, необходимые в их работе.
В рамках обучающего модуля слушатели погрузились в такие темы, как особенности развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проблемы привязанности, травмы, депривации. «На завершающем тренинге модуля мы разбирали такие актуальные проблемы в работе с детьми-сиротами и приемными детьми, как темы горя и потери. Это знания, которыми должны обладать все специалисты, непосредственно работающие с детьми, а также их родители», – рассказала Наталия Мишанина, эксперт фонда «Достойный гражданин», психолог, автор тренинговых программ, специалист в сфере социального сиротства и семейного устройства с более чем 20-летним опытом работы. Наталия Мишанина отмечает, что дети, потерявшие родителей, часто не могут пережить свое горе. Они уходят в себя, не умеют высказать то, что чувствуют. Именно поэтому при взаимодействии с такими детьми важно распознавать эти симптомы и уметь с ними работать. Для этого в процессе тренинга Наталия Мишанина использует метод кейсов, который помогает специалистам лучше чувствовать и понимать детей.
В ходе тренинга участники также обсудили сложности, возникающие во взаимоотношениях с детьми в школе, и проработали технологии, которые помогают решать подобные проблемы. Важной частью тренинга стала работа с ситуацией эмоционального выгорания и обучение методам, которые позволяют специалистам повышать свой ресурс.
«Я считаю, что такое обучение нужно продолжать, и не только с педагогами, но и со всеми специалистами, сталкивающимися с проблемами детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе обучения мы получили ценные практические рекомендации. Они помогут нам соотнестись с нашим предыдущим профессиональным опытом, который иногда нас сдерживает. После тренинга уже по-другому смотришь на многие вещи, пытаешься работать по-новому. Для нас подобное обучение – большое подспорье».
Алексей Винокуров, директор МБОУ ООШ г. Зубцов, участник модульных курсов.
«У нас в регионе очень непростая социальная обстановка, поэтому весь материал тренингов, особенно их практическая часть, очень пригодился. Уже после первого занятия, вернувшись в нашу школу, я провела беседу с учителями. Мы обсудили возможность проведения подобных тренингов на местах, с учителями школ, которым крайне нужны такие знания».
Марина Павлова, директор МБОУ «Княжегорская СОШ».
«Обучение проходило очень живо: мы могли расковано общаться, не боясь задавать любые вопросы. Сейчас в нашу школу пришли дети из приемных семей – участников благотворительной программы «Семейный очаг» фонда «Достойный гражданин». Благодаря тренингам мы узнали много нового о поведении таких детей, да и других ребят, имеющих проблемы с учебой и мотивацией. У нас в школе есть дети из сложных семей со своими внутренними травмами, что отражается на их учебе. Полученный в ходе тренингов объем знаний помогает нам находить подход к этим детям. Мы также получили ряд полезных установок, важных для правильного взаимодействия и нас, взрослых. Нам бы очень хотелось, чтобы эти курсы продолжались».
Валентина Кочергина, директор МБОУ «Пищалинская ООШ»
Слушатели модульных курсов выразили признательность психологу фонда «Достойный гражданин» Наталии Мишаниной, отметив ее профессионализм, компетентность и внимательный подход к запросу каждого. Как отмечают участники тренингов, уже сейчас они начали применять полученные знания на практике. «Мы передаем информацию своим коллегам: выносим ее на педсовет, делимся опытом с педагогами, чтобы они могли правильно работать со сложными детьми, – говорит Валентина Кочергина. – Мы ждем в нашей школе специалистов фонда, чтобы проработать все эти вопросы более детально».
Учитывая многочисленные запросы от школ, детских домов и других учреждений региона на проведение еще одного цикла обучения, в ближайшее время фонд «Достойный гражданин» рассмотрит такую возможность.