Как понять, готов ли мой ребенок к школе?
Отвечает Наталия Мишанина, семейный и детский психолог, эксперт фонда «Достойный гражданин»:
Родители будущих первоклассников должны понимать, что фактором готовности ребенка к школе является не только умение ребенка считать до 100 или хорошо читать и выводить буквы. Психологи выделяют пять основных критериев, определяющих, готов ли ребенок к учебе:
1. Здоровье и двигательная активность
2. Психологическая готовность
3. Эмоциональная готовность
4. Интеллектуальная готовность
5. Социальная готовность
Рассмотрим каждый из них подробнее.
ЗДОРОВЬЕ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Традиционно в практике дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью ребенка. Чтобы выдерживать школьные нагрузки дошкольник должен быть физически здоров, крепок, вынослив. Наибольшую значимость имеет общая активность работы крупной моторики. Ее можно оценить по двигательной активности в разных ситуациях, например, беге, в прыжках, играх с мячом и др.
Мелкая моторика представлена скоординированными движениями кисти и пальцев рук при выполнении более мелких предметных и операционных действий. Развитие мелкой моторики имеет большое значение для овладения ребенком основными навыками, необходимыми для учебы: письмом, рисованием, конструированием и др.
Важна и способность ребенка к произвольной регуляция своей физической активности. Для этого необходимо заранее формировать усидчивость, волю и прилежание. Эти качества напрямую влияют на способность к обучаемости.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Психологическая подготовка призвана выработать у ребенка желание играть новую роль – роль ученика. Здесь важно создать мотивацию к обучению, развить умение концентрировать внимание и управлять эмоциями.
В сознании ребенка многое изменится – школьная жизнь накладывает на него определенную ответственность. Если ребенок чувствует эту ответственность и готов к ней, значит он психологически созрел для поступления в школу. Такой ребенок будет правильно воспринимать требования учителя, адекватно реагировать на замечания, сумеет установить контакты со сверстниками.
Особое значение имеет правильная мотивация. Рассказывайте интересные истории из своего детства, читайте книжки о школе. Информация должна быть позитивной, но и идеализировать школу не стоит. Можно поведать и о двойках, и о том, что у вас бывали трудности, но вы с ними справлялись, потому что хотели быть успешным учеником.
Можно вместе с ребенком поиграть в школу, где у него появится возможность примерить на себя роль ученика.
Можно заранее договориться с учителем и сходить в школу до 1 сентября. Это поможет снизить тревогу перед неизвестной обстановкой.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Эмоциональная готовность заключается в том, что ребенок может контролировать свои эмоции, сдерживать их во время урока. Даже если ему очень хочется разговаривать и смеяться, он должен молча слушать учителя. Отвечать на вопросы в школе тоже надо правильно: предварительно подняв руку, а не выкрикивая с места. Некоторым детям трудно привыкнуть к новому поведению, ведь в детском саду и дома они могли бурно проявлять свои эмоции.
Чем раньше взрослые начнут заботиться о развитии эмоционального интеллекта своего ребенка, тем быстрее он сможет научится регулировать свои эмоции. Родители должны обращать внимание ребенка на то, как надо себя вести. В театре, например, не размахивают руками и не разговаривают во время спектакля. В автобусе можно поговорить с мамой, но тихо, чтобы не мешать другим пассажирам. Все это родители должны постоянно объяснять малышу. Ребенку важно научиться контролировать свое поведение в зависимости от обстановки.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Интеллектуальная подготовка состоит из двух частей: сумма навыков, необходимых для обучения, и определенный объем знаний.
Ребенок должен уметь концентрировать внимание, находить логические связи между предметами и явлениями, задавать вопросы, выделять главное и второстепенное. Необходимо развитие речи и памяти, умение понятно формулировать свои мысли.
Будущий первоклассник должен иметь определенный кругозор: знать свой адрес, название родного города, имена и отчества родных и близких, их профессию, место работы. Дошкольник должен уметь перечислить месяцы и дни недели, знать последовательность и основные признаки времен года, различать основные виды деревьев, цветов и животных и др.
СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Социальная готовность предполагает умение ребенка адекватно вести себя в школе.
Это означает:
1. способность адаптироваться в коллективе и общаться с одноклассниками;
2. умение адекватно реагировать на замечания учителей;
3. умение быть внимательным и сосредоточенным на уроках.
Ребенок должен понимать слова «нельзя» и «должен». Он должен уметь выполнять правила, знать о своих границах и границах других людей. Важно, чтобы ребенок был самостоятельным: умел одеваться, завязывать шнурки на ботинках, не терял и не забывал одежду в гардеробе, аккуратно складывал школьные принадлежности в портфель и т.д. Незрелый в социальном плане ребенок не сможет ладить с детьми, разговаривать со взрослыми, будет пугаться вопросов или, наоборот, вести себя слишком вольно, дерзить.
Если ребенок недостаточно подготовлен социально, родителям необходимо показать ему, например, как ведут себя большие дети, которые ходят в школу, а как – совсем маленькие, которые не могут поделить игрушки.
Следует помнить, что ребенок, предоставленный сам себе, вряд ли получит хорошую социальную подготовку. Ведь именно в семье закладываются основы его развития, как духовного и интеллектуального, так и физического, психического и социального. Переход в школу это очень тревожное событие для бывшего дошкольника, поэтому родители должны создать безопасные условия принятия, эмоционального тепла и поддержки, общаться с ребенком, играть с ним и учить его жизни собственным примером.