Вопрос: Детский сад закрыт, няню привлечь нельзя, прогулок лишены из-за самоизоляции. Живем в многоэтажном доме в однокомнатной квартире. Нашему мальчику 3 года. Он начал неадекватно себя вести, грубит, часто капризничает, обзывается. Мы перепробовали все, и не знаем чем еще занять ребенка.
Ответ психолога:
Для начала нужно вспомнить свою взрослую позицию родителей. Еще раз напомню, только от взрослых людей зависит благополучие и настроение ребенка. Если взрослые, находясь рядом с маленьким ребенком, сами не могут регулировать свои эмоции, малыш будет сразу реагировать эмоционально на все, что происходит. Что можно сделать?
1 Успокоится самим, и создать безопасные условия для вашего ребенка.
2 Вести беседы и разговоры: рассказывать малышу о том, что сейчас приходит, о том, что мир изменился, что сейчас все детки вместе со своими мамами и папами так же сидят дома. Это называется карантин. Он для всех. Когда все дома, вся семья находится в безопасности. А быть в безопасности, значит быть защищенным семьей. Маленькие дети с пониманием относятся к разговорам по-взрослому, в этом случае с ними можно легко договориться, тем более, если их мнение тоже учитывается.
3 Еще раз про режим, ритуалы и разделение зон. Для ребенка, там, где его любящие родители, там его мир. Этот мир можно условно разделить на зоны-страны или зоны-государства: страна отдыха, страна игр и развлечений, государство творчества, «остров гнева» и т.д. «Остров гнева» в доме должен быть обязательно. В ситуации самоизоляции очень быстро накапливаются негативные эмоции, как у взрослых, так и у ребенка. Накопленные негативные эмоции малыш выражает в поведении. Он еще не умеет ими управлять. Поэтому взрослые могут помочь ребенку справиться с негативными эмоциями, «отправив» его на «остров гнева», где можно топать ногами, кричать, бить кулаком подушку или другой мягкий предмет, разрисовывать стену и совершать прочие (заранее обговоренные!!) вольности. Можно использовать разные вариации, но с соблюдением правил безопасности: не навредить себе, другим людям, животным и ценным вещам. Пребывание на «острове гнева» может помочь и взрослым раз от разу легально и конструктивно выпускать пар.
В плане ритма и режима: если ребенок посещал детский сад, то лучше ничего и не придумывать, а стараться придерживаться привычного для ребенка расписания. В плане дня обязательно должны быть учтены правила и ритуалы. Ритуалы помогают закрепить последовательность действий, формируют внутреннюю размеренность и самодисциплину.
Например, «правило сменяющихся картинок». Избавить ребенка от гаджетов и от телевизора мы не сможем, но взрослые в силах это регламентировать. Это когда взрослые помогают малышу переключать свою деятельность и внимание с одного объекта на другой. Тогда расписание будет выглядеть примерно так: 10-15 минут – гаджет, 15-20 минут рассматривание картинок в книжке, 15-20 минут- игра в предметные картинки, 10-15 минут- рассматривание живописи, 10-15 минут- короткий мультфильм перед телевизором, и прочее…еще рассматривание игрушек и предметов в доме, наблюдение из окна, и еще многое другое на что только хватит фантазии у взрослых. Главное это переключение, которым управляют родители. А чтобы можно было этим процессом управлять, ребенок должен быть вовлечен.
Ритуалы
в семье должны существовать обязательно.
Это часть безопасной жизни малыша и
приучение его к повторяющимся
действиям.
Например, утренний подъем,
водные процедуры, веселая зарядка; или
ритуал приготовления к обеду, раскладывание
предметов, нарезание хлеба, сервировка
стола; вечерний семейный просмотр
кинофильма, а затем «время тихих игр и
чтения», может входить в ритуал подготовки
ко сну. Сюда же можно включить рассказывание
сказок, задушевные беседы, ласковые
прикосновения и «обнимашки».
Если говорить про прикосновения, то они имеют целительный эффект. Впрочем, все эти процедуры крайне важны и для взрослых. Не стесняйтесь, обнимайте друг друга!
4 Творите и развивайтесь вместе с малышом.
В пространстве Интернета вы сможете найти множество различных занятий для дошкольников по разным видам деятельности. Если снова взглянуть на примерную программу детского сада, то для детей 3-4 лет, она будет выглядеть примерно так:
Понедельник | Ознакомление с окружающим Рисование |
Вторник | Развитие речи Лепка |
Среда | Математика Конструирование |
Четверг | Чтение художественной литературы Аппликация |
Пятница | Ознакомление с окружающим Конструирование из бумаги |
Варианты занятий могут быть самые разные и зависеть от фантазии взрослых. В эту сетку можно включить музыкальные занятия, слушание музыки, танцы, разучивание песенок.
Если взрослый будет заинтересован в ребенке, то и малыш будет с удовольствием принимать все, что ему предлагают родители. Главное не забывать о том, что произвольную активность и интерес ребенок 3-4 лет может проявлять примерно 20-30 минут. Главное в жизни трехлетнего ребенка это ИГРА. Поэтому взрослые не должны забывать играть с ребенком.
Главное надо помнить, что у малыша должно быть время без гаджетов и телевизора, а у родителей — время на своего малыша!