

Снова лето, солнце и жара в прямом и переносном смыслах – время, когда начинаются вступительные кампании в вузах, а абитуриенты и их родители ведут последние приготовления к новой, уже студенческой жизни. Почему же при таком многообразии вузов и направлений для развития потенциала молодые люди все чаще и чаще испытывают трудности при определении своего истинного призвания? Сегодня вместе с практикующим психологом онлайн-института Smart Ксенией Ворониной попробуем разобраться, как будущему студенту понять, кем он хочет стать, как суметь отстоять свою позицию перед родителями, как не бояться сделать ошибку и не потерять желание пробовать себя в новых направлениях.
Пример из практики психолога:
Юноша, 17 лет, пришел на консультацию с проблемой выбора будущей профессии. С одной стороны, есть желание попробовать себя в качестве инженера-ядерщика, с другой – в качестве архитектора. В ходе беседы выяснилось, что инженером не столько хочет стать он сам, сколько таким видят его родители. Плюс есть ощущение тренда в инженерных специальностях, чувство потенциальной востребованности, заведомо одобряемое ближайшим окружением. Что же касается специальности архитектора, то оказалось, что юноша чувствует в этом свое призвание, у него есть интерес и даже некоторые успехи в этом направлении, однако нет уверенности в своей востребованности, нет ожидаемого одобрения, поэтому возникает неуверенность и подспудное желание не идти по этому пути.
Действительно, ситуация не такая уж редкая в настоящее время. Вспомним середину девяностых – начало нулевых, когда тренд на экономистов и юристов был столь высок, что буквально каждый второй родитель мечтал, чтобы его ребенок пошел по этим стезям. Вскоре это привело к перенасыщению рынка и, как следствие, невостребованности многих людей, выучившихся по данным специальностям. Если взять более ранний период, середину семидесятых – начало восьмидесятых, то профессия экономиста, бухгалтера, аудитора была не сильно востребована, преподавалась в качестве дисциплины для взрослых управленцев, в т.ч. без высшего образования, а молодые люди не сильно стремились в эту профессию. А профессия юриста и вовсе была «закрытым клубом для своих».
Сама история востребованности различных профессий говорит нам о том, что тренды меняются, а профессионалы остаются. Нельзя вырасти в достойного профессионала без должного интереса к выбранной области, как говорится, насильно мил не будешь. Так же и здесь, выбирая направление не по душе, а по рекомендации старших и более опытных (что часто не означает более умных), подросток попадает в ситуацию вынужденной учебы по якобы более перспективной профессии. Но по-настоящему вкладываться в учебу он не может в силу неудовлетворенности собой и своей навигацией будущей жизни.
Что можно сделать, чтобы облегчить выбор наших детей и избавить себя от лишних терзаний?
Во-первых, ежегодно устраиваются дни открытых дверей, в том числе и в онлайн-формате, где можно поговорить с представителями учебных заведений и задать им все интересующие вопросы.
Во-вторых, с недавних пор многие вузы (например, МВТУ им. Баумана, МИРЭА, ВАВТ, МАИ) организуют летние выездные школы или летние лагеря городского типа дневного или круглосуточного пребывания прямо на базе кампуса. Это позволяет проникнуться атмосферой ВУЗа, побыть в настоящих аудиториях, пожить в общежитии, поесть в студенческой столовой, пообщаться со студентами и преподавателями, а выбрав направление или тематику смены, здорово подтянуть тот или иной предмет, но что самое главное – понять, тебе сюда или нет.
В-третьих, есть годичные и двухгодичные школы юного журналиста, юного психолога, юного востоковеда на базе МГУ им. Ломоносова, а также инженерные школы МГСУ, МФТИ, МИФИ, которые позволяют быстрее освоить учебную программу, получить узкие знания по будущей специальности, подготовиться к участию в олимпиадах, которые, кстати, при успешном прохождении дают преференции при поступлении в профильный вуз. Ну а если по окончании школы показалось, что это не твое, – получить отличный диплом с квалификацией.
Это отличные инструменты, которые позволят попробовать себя в искомой профессии, проверить себя, в конце концов, просто побыть в стенах вуза и пообщаться с преподавателями, отключиться от школьной программы, найти новых друзей или единомышленников.
Ну а что же мой клиент? После нескольких сессий, многочисленных обсуждений и проработок он решил поступать в МАРХИ, и, если честно, я очень рада, что он послушал свою интуицию, внутренний голос, зов сердца – кому что больше нравится.
В завершение хотелось бы пожелать абитуриентам найти себя, свое призвание, следовать своему пути, а родителям абитуриентов – почаще разговаривать со своими детьми и доверять их пусть и неожиданному, но собственному выбору. Поддерживайте ваших детей, верьте в них, и тогда успех обеспечен.
Кстати, совсем недавно узнала, что в одном западном ВУЗе к профессии инженера-ядерщика предлагают в качестве одной из дополнительных специальностей архитектуру. Я удивилась и одновременно порадовалась за своего клиента и его прозорливость. Всегда помните, что ограничения только у нас в голове, и бесконечность не предел.