Английский ученый Джон Боулби, родоначальник теории привязанности, а также его последователи проводили многочисленные исследования для того, чтобы понять, как формируются эмоциональные связи ребенка с близкими людьми, в первую очередь, с его мамой или заменяющим ее лицом, по каким законам они развиваются, и как они влияют на умственное, эмоциональное и физическое развитие в целом.
Привязанность — это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви.
Привязанностью также называют прочную эмоциональную связь, устанавливаемую между матерью и младенцем в процессе ее заботы о нем. Такая эмоциональная связь дает чувство безопасности. Малыш стремится к объекту своей привязанности, чтобы чувствовать себя любимым и защищенным.
Почему привязанность так важна?
Исследователи обнаружили, что стили привязанности, сформированные у детей в самом начале жизни, могут привести к ряду последствий. Например, дети, у которых в младенческом возрасте сформировалась надежная привязанность, обладают более развитым чувством собственного достоинства и способны лучше обеспечивать себя по мере того, как они становятся старше. Эти дети также стремятся к большей независимости, лучше учатся в школе, успешнее выстраивают социальные отношения, меньше подвержены депрессии и тревогам.
Если ребенок получает достаточно тепла и заботы родителей, то:
- у него развивается чувство собственной ценности, вера в доброжелательность и отзывчивость окружающих;
- формируются благоприятные взаимоотношения с окружающими во взрослой жизни;
- он получает положительный опыт для своего родительского поведения в будущем;
- интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка протекает более гармонично, снижается риск задержки психического развития.
Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Детям это жизненно необходимо в буквальном смысле слова.
Привязанность — это то,что невозможно создать в условиях сиротского учреждения.
Основные характеристики привязанности (по Д. Боулби):
- конкретность — привязанность всегда обращена к какому-то конкретному человеку;
- эмоциональная насыщенность — значимость и сила чувств, связанных с привязанностью, включающих весь спектр переживаний: радость, гнев, печаль;
- продолжительность — чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь;
- врожденный характер потребности в отношениях привязанности;
- ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям — если до трех лет ребенок по каким-то причинам не имел опыта постоянных близких отношений со взрослым, либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались несколько раз — способность устанавливать и поддерживать привязанность может разрушиться.
Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.
Стадии формирования привязанности:
- Стадия недифференцированных привязанностей (1,5 – 6 мес.) — когда младенцы выделяют мать, но успокаиваются, если их берет на руки другой взрослый. Эту стадию также называют стадией начальной ориентировки и неизбирательной адресации сигналов любому лицу — ребенок следит глазами, цепляется и улыбается любому человеку.
- Стадия специфических привязанностей (7 – 9 мес.) — для этой стадии характерно формирование и закрепление сформированной первичной привязанности к матери (ребенок протестует, если его разделяют с матерью, беспокойно ведет себя в присутствии незнакомых лиц).
- Стадия множественных привязанностей (11 – 18 мес.) — когда ребенок на основании первичной привязанности к матери начинает проявлять избирательную привязанность по отношению к другим близким людям, однако использует мать в качестве «надежной базы» для своих исследовательских действий. Это очень заметно, когда ребенок начинает ходить или ползать, т.е. становится способен к самостоятельному передвижению. Если понаблюдать за поведением ребенка в этот момент, то важно, что его движение происходит по достаточно сложной траектории, он постоянно возвращается к матери, и, если кто-то заслоняет ему мать обязательно перемещается так, чтобы видеть ее.
Виды привязанности и их описание:
1. Надежная привязанность (норма)
- отвечает улыбкой на улыбку
- не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом,
- стремится быть ближе ко взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную гавань»,
- принимает утешения родителей,
- испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании,
- переживает положительные эмоции, играя с родителями,
- испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей.
2. Нарушенная привязанность:
- Негативная (невротическая) привязанность — ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Характерна, когда ребенок испытывал пренебрежение, либо жестокое обращение.
- Амбивалентная привязанность — ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему. Характерна для детей, пострадавших от жестокого обращения.
- Избегающая привязанность — ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой. Характерна в ситуациях потерь.
- Размытая привязанность — так обозначают часто встречающуюся особенность поведения у детей из детских домов: ко всем прыгают на руки, с легкостью называют взрослых «мама» и «папа» — и так же легко отпускают. То, что внешне выглядит как неразборчивость в контактах и эмоциональная прилипчивость, по сути, представляет собой попытку добрать качество за счет количества. Дети стараются хоть как-нибудь получить тепло и внимание, которое им должны были дать близкие.
- Дезорганизованная привязанность — эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.
Если вышеприведенные особенности наблюдаются у детей, разлученных со своими семьями, надо учесть, что для первых четырех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 5 — прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности, а затем уже реабилитация.
Процесс восстановления нарушенных связей достаточно длительный и требует от взрослых терпения и устойчивости. Если у ребенка не будет возможности сформировать привязанность, то у него не появится возможности расти и развиваться по нормальному сценарию.
(Составлено по материалам М.Капилиной, Л. Петрановской, М. Чупровой, Каширский Д.В., Сабельникова Н.В., А. Убоженко)