Формирование личности ребенка в семье во многом определяется родительскими директивами. Директива — это своеобразное скрытое послание родителей ребенку. Наказанием за неисполнение этого послания служит чувство вины ребенка перед родителями. Только следуя директивам, он чувствует себя «хорошим». Сами родители часто до конца не осознают глубинное содержание, которое заключено в их директивах. При этом эти послания могут являться источником эмоциональных проблем ребенка как в настоящем, так и будущем.
Родительские директивы часто выражаются в распространенных бытовых фразах. Многие из них мы наверняка слышали от своих родителей и, к сожалению, продолжаем передавать эти установки нашим детям. Рассмотрим их подробнее:
1. Директива «Не живи»
Фразы: «Глаза б мои тебя не видели», «Чтоб ты сквозь землю провалился», «Если бы не ты, я бы …», «Все силы на тебя одного потратила»
Смысл этой директивы состоит в неосознанном желании родителя управлять ребенком, возбуждая в нем постоянное чувство вины. Произнося эти фразы, родитель перекладывает на ребенка ответственность за нерешенность собственных жизненных задач.
Слыша эти слова, ребенок приходит к умозаключению, что он источник бед в жизни родителей и их вечный должник. С годами это иррациональное чувство возрастает. В результате у ребенка возникают серьезные эмоциональные проблемы. Он не может реализовать свои способности и приспособиться к реальной жизни, попадая в прямую зависимость от родителей или другого окружения.
Иногда это директива выполняется следующим способом — ребенок демонстрирует хулиганское, провокационное поведение. Ребенок специально нарывается на наказание, чтобы уменьшить чувство вины. Реальное наказание служит средством для разрядки эмоционального напряжения ребенка, так как ему проще чувствовать себя виноватым перед родителями за конкретное событие, а не за факт собственного рождения.
Взрослому человеку, который в детстве получил такую директиву, приходится постоянно доказывать себе и другим свою значимость, отстаивать свое право на существование.
2. Директива «Не будь ребенком»
Фразы: «Ну что ты ведешь себя как маленький», «Пора бы своей головой думать», «Когда ты уже наконец повзрослеешь?»
Родители часто употребляют высказывания, которые обесценивают нормальные для ребенка проявления детскости. Скрытый смысл такой директивы часто связан с тем, что родители сами не готовы принять на себя полную ответственность за воспитание ребенка.
Повзрослев, такой ребенок очень хорошо умеет подавлять свои «детские» желания, он не приспособлен к «игровому» поведению, поэтому может испытывать трудности в общении с собственными детьми.
3. Директива «Не расти»
Фразы: «Еще успеешь повзрослеть», «Вот бы ты всегда оставался маленьким», «Ты до этого еще не доросла»
Такую директиву дают родители, которые панически боятся зрелости своих детей (это может быть и страх «пустого гнезда», с чем неизбежно сталкивается семья при переезде взрослых детей). Скрытый смысл этой директивы состоит в следующем: «Только в случае, если ты останешься маленьким, ты сможешь получать мою поддержку».
Во взрослой жизни эти дети испытывают трудности в создании собственной семьи. Им труднее сепарироваться от родителей. Вступая во взрослую жизнь и создавая свою семью, они чувствуют себя виноватыми, «предавшими» собственную мать. Тому, кто испытал воздействие третьей директивы, следует осознать и принять свое право на собственную жизнь, потому что человек не может и не должен спрашивать у кого-либо разрешения на собственное взросление.
4. Директива «Не думай»
Фразы: «Не умничай», «Не рассуждай, а делай», «Не бери в голову»
В этой директиве содержится запрет на размышление, на интеллектуальную деятельность. Такая установка убивает в детях способность к самоанализу. Во взрослом возрасте они часто совершают необдуманные поступки и всеми способами уходят от решения проблем (часто при помощи развлечений, алкоголя или наркотиков).
Другой вариант этой директивы: «Не думай о чем-то конкретном, отвлекись». В этом случае родители стремятся оградить ребенка от травмирующей ситуации, тем самым лишая его возможности реально осознать причины случившегося. Поэтому в будущем человек обучается думать о чем угодно, только не о своей проблеме. Скрытый смысл такой директивы состоит в том, что родители сами боятся решать какие-то конкретные проблемы и передают детям свой страх.
5. Директива «Не чувствуй»
Фразы: «Что ты плачешь, как девчонка», «Ничего, потерпишь», «Как ты смеешь злиться на маму?», «Ешь через “не могу”!»
Эта директива предполагает запрет на проявление чувств и эмоций. Взрослые, которые получали в детстве такую директиву, испытывают затруднения в проявлении чувств, не умеют распознавать свои эмоции и управлять ими.
Вариантом данной директивы может быть родительский запрет на физические ощущения. Ребенка как бы приучают не доверять своим ощущениям и сигналам тела. Например, родители вынуждают его игнорировать свои пищевые потребности, заставляя есть не тогда, когда хочется, а когда «надо». Ребенок может утратить контакт с собственным телом и перестать воспринимать его сигналы, что может стать причиной расстройства пищевого поведения.
6. Директива «Не достигай успеха»
Фразы: «У тебя не получится», «Размечтался», «У меня в твоем возрасте всего этого не было»
Этими словами родители по сути высмеивают планы и идеи ребенка. Такое отношение неизбежно снижает его самооценку, он начинает постоянно сомневаться в своих силах. Скрытый смысл директивы связан с наличием у родителей бессознательной зависти к успехам детей. Во взрослой жизни человек, получивший эту директиву, часто не осознавая того, сам строит себе препятствия на пути к успеху.
7. Директива «Не будь лидером»
Фразы: «Не высовывайся», «Не выделяйся», «Будь как все», «Все дети нормальные, только ты как всегда отличился»
В основе этой директивы часто заложен бессознательный страх родителей перед чувством зависти других людей по отношению к их ребенку. Став взрослыми, дети, усвоившие эту директиву, не стремятся построить успешную карьеру или приобрести статус в обществе. Они не готовы брать на себя ответственность, им бывает трудно найти нестандартный, творческий подход к решению проблем.
8. Директива «Не принадлежи никому, кроме меня»
Фразы: «А как же я без тебя?», «Да кому ты кроме меня нужен?», «Что ты без меня делать-то будешь?»
Такую директиву передают родители, которые видят в ребенке близкого друга и боятся потерять его, когда тот повзрослеет. Родители всячески подчеркивают исключительность их взаимоотношений, гиперболизируют непохожесть ребенка на других. С возрастом такой ребенок будет чувствовать себя одиночкой в любой группе, боясь открыться другим людям.
9. Директива «Не будь близким»
Фразы: «Никому нельзя доверять», «Не верь ему, мама лучше знает»
Эта директива похожа на предыдущую, но касается запрета на контакт с конкретным человеком, а не с группой. В ее основе часто лежит собственный горький опыт родителя. Получив эту директиву, ребенок делает вывод, что весь мир опасен, и никому нельзя доверять.
Во взрослой жизни такой человек будет испытывать трудности в отношениях с противоположным полом, бояться близости с другим человеком. Честно выполняя директиву «не доверяй», он постоянно будет подозревать окружающих в предательстве. Пытаясь компенсировать свое недоверие к миру, такой человек будет пытаться постоянно все контролировать.
10. Директива «Не делай»
Фразы: «Дай лучше я сам», «У мамы лучше получится», «Не мешай», «Не надо, а вдруг что случится»
Взрослый передает ребенку послание, смысл которого сводится к следующему: «Ничего не делай сам — это опасно. Я сам сделаю все за тебя». Таким образом родитель не дает ребенку получить необходимый жизненный опыт, блокируя любые проявления активности и инициативы. Став взрослым, человек может испытывать трудности в принятии решений. Он постоянно прокрастинирует, откладывая важные дела на потом.
11. Директива «Не будь собой»
Фразы: «Почему он смог, а ты нет?», «Делай, как я/он», «Вот я в твоем возрасте уже…»
Эти фразы закладывают в ребенка директиву на то, что он должен быть похож на какого-то другого. Скрытый смысл состоит в следующем: родители бессознательно манипулируют ребенком, заставляя его стремиться к недостижимому идеалу.
Став взрослым, такой человек предъявляет к себе завышенные требования, стараясь соответствовать навязанным извне стандартам. Он хочет во всем превосходить других, а невозможность стать лучшим рождает в нем зависть к другим и недовольство собой.
12. Директива «Не чувствуй себя хорошо»
Фразы: «Он у меня хоть и слабенький, но сделал…», «Мой сын молодец, даже с температурой в школу пошел»
Эта директива передается косвенный запрет на хорошее здоровье. Получая поощрения, например, за поход в школу во время болезни, ребенок приучает себя к мысли, что плохое самочувствие привлекает к себе внимание и повышает ценность самого действия, то есть болезнь добавляет уважение и вызывает большее одобрение. Поэтому в будущем ребенок может даже симулировать болезнь, чтобы манипулировать другими людьми. Во взрослом возрасте такой человек с большой вероятностью будет страдать ипохондрией.