Представьте себе: ребенок всегда в движении, постоянно отвлекается и забывает, о чем вы просили его минуту назад. Это может быть просто детская энергия. Но если такие ситуации происходят слишком часто и мешают ребенку справляться с задачами, возможно, это синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). О том, что это такое, и как помочь ребенку с СДВГ, рассказывает психолог Екатерина Зятнина.
Что такое СДВГ?
СДВГ — это не просто «шило в одном месте». Это нейропсихологическое состояние, при котором ребенку трудно удерживать внимание, контролировать свою активность и импульсивность. Но не стоит переживать — с правильным подходом и поддержкой такие дети могут отлично адаптироваться к жизни и раскрыть свой потенциал.
Первые признаки СДВГ: на что обратить внимание?
Родители часто списывают гиперактивность и невнимательность ребенка на «детское поведение». Но если вы замечаете, что это становится постоянной частью его характера, стоит присмотреться повнимательнее.
Вот несколько «звоночков», которые могут указывать на наличие СДВГ:
1. Гиперактивность
Ваш малыш не может сидеть спокойно? Постоянно бегает, крутится на стуле, а вечером у него больше энергии, чем у вас после утреннего кофе? Это один из классических признаков СДВГ.
В школе или на занятиях ребенок не может оставаться на месте и сразу старается заняться чем-то более интересным.
2. Невнимательность
Часто ли ваш ребенок забывает, что нужно было сделать? Например, вы просили его собрать игрушки, а он вместо этого начал играть с новым конструктором.
Ему трудно сконцентрироваться на одном занятии дольше нескольких минут. Чтение книги превращается в прыжки между страницами, а домашнее задание — в хоровод из карандашей.
3. Импульсивность
Ваш ребенок не ждет своей очереди в игре? Постоянно прерывает разговоры взрослых, говорит, не подумав? Это может быть проявлением импульсивности, которая характерна для СДВГ.
Пример:
Лиза садится за уроки, но спустя несколько минут начинает рисовать на полях тетради или увлекается любимой игрушкой. Когда вы спрашиваете, почему она не делает задания, Лиза мило улыбается и говорит: «Я забыла!». И так происходит каждый день. Ее активность и отвлекаемость могут быть признаками СДВГ, но с любовью и вниманием можно помочь Лизе справляться с такими моментами.
СДВГ у девочек: особенная история
Теперь про девочек. Если вы думали, что СДВГ — это исключительно «мальчишеское» явление, спешим развенчать этот миф. У девочек СДВГ встречается не реже, просто проявляется иначе. Девочки могут быть менее гиперактивными, зато их мечтательность и рассеянность иногда прячутся под маской «милой задумчивости».
Часто такие девочки выглядят словно «в своих мыслях», отвлекаются на каждом шагу, но никому особо не мешают. Учителя могут сказать: «Она просто немного рассеянная, это ведь нормально для девочек», и проблема остается незамеченной. В результате девочки с СДВГ реже получают диагноз вовремя и могут столкнуться с трудностями в учебе или социальной адаптации.
Пример:
Даша на уроке часто уходит в свои мечты, глядя в окно. Она может забыть о домашних заданиях, потерять тетрадь или ручку, но никто не воспринимает это всерьез — ведь она такая милая. Но за этой рассеянностью может скрываться СДВГ, и важно вовремя это распознать.
Как помочь ребенку с СДВГ? Практические советы для родителей
Теперь о самом важном — что делать, если вы подозреваете СДВГ у вашего ребенка. Давайте разберемся, как можно помочь своему маленькому урагану справиться с этим состоянием и как при этом сохранить свои нервы.
1. Установите четкий распорядок дня
Дети с СДВГ лучше чувствуют себя, когда знают, что и когда будет происходить. Режим дня помогает снизить беспокойство и хаос.
Завтрак — в 8:00, домашние задания — с 16:00 до 17:00, а время для игр — с 18:00 до 19:00. И никакого телефона за ужином! Поверьте, такие границы помогут вашему ребенку чувствовать себя спокойнее и организованней.
2. Разделяйте задачи на небольшие шаги
Когда ребенку сложно сосредоточиться на большой задаче, разбейте ее на части. Выполнили часть — похвалите!
Если нужно сделать домашнее задание, начните с одного небольшого задания, потом дайте перерыв (да-да, с любимой игрушкой), а затем приступайте ко второму.
3. Хвалите за успехи
Ваш ребенок постоянно слышит замечания от учителей и сверстников? Убедитесь, что дома он получает достаточно поддержки. Хвалите его за каждое старание, даже если результат не идеален: «Ты сегодня отлично справился с математикой, молодец! Видишь, как у тебя все получилось, когда ты постарался?»
4. Помогите управлять импульсивностью
Ваш ребенок реагирует слишком резко или быстро? Научите его паузе перед действием.
Предложите технику «стоп-вдох». Когда ребенок хочет что-то сделать или сказать, попросите его сделать глубокий вдох перед тем, как действовать. Это может стать игрой: «Кто сделает самый длинный вдох?».
5. Создайте место спокойствия
Ребенку нужно место, где он сможет восстановить силы и успокоиться. Например, уютный уголок с подушками, где он может почитать книгу или просто побыть в тишине.
Обустройте такое пространство и скажите ребенку: «Это твой особый уголок, где можно побыть одному и отдохнуть, когда тебе нужно успокоиться или подумать».
6. Самоорганизация через визуальные напоминания
Забывчивость — частый спутник СДВГ. Помогите ребенку с организацией времени и задач с помощью наглядных напоминаний.
Развесьте по дому списки дел или используйте календарь с цветными стикерами для напоминаний о домашних заданиях, секциях и других задачах.
Как справляться с проблемами в школе?
Школа — это настоящий челлендж для детей с СДВГ. Вот несколько способов помочь ребенку адаптироваться:
1. Общайтесь с учителем
Пусть учитель знает о трудностях вашего ребенка. Так вы сможете вместе найти лучшие методы работы с его особенностями.
Пример: Учителю можно предложить давать вашему ребенку небольшие задачи и разрешать частые короткие перерывы для передышки.
2. Индивидуальный подход
Ребенку с СДВГ может потребоваться больше времени на выполнение заданий или особый подход в обучении.
Пример: Вместо длинных уроков попросите учителя разбивать задания на короткие блоки и давать ребенку больше времени на выполнение контрольных.
3. Перерывы на физическую активность
Дайте возможность ребенку выпустить пар. Физическая активность помогает снять напряжение и улучшает концентрацию.
Короткие перерывы на растяжку или прогулку в классе могут помочь ребенку восстановить внимание.
Когда нужна помощь специалиста?
Иногда помощь специалистов становится незаменимой. Психолог или психотерапевт может помочь ребенку научиться управлять своими эмоциями и поведением. Терапия (например, когнитивно-поведенческая) поможет ему лучше справляться с повседневными задачами.
Медикаментозная поддержка может быть рекомендована врачом, если СДВГ существенно влияет на жизнь ребенка. Но это всегда обсуждается с врачом после тщательной оценки.
Поддержка родителей: вы не одни
Воспитывать ребенка с СДВГ сложно. Поэтому родителям важно тоже получать поддержку. Группы для родителей, онлайн-сообщества и консультации с психологом могут помочь справиться с эмоциональной нагрузкой и чувствовать себя более спокойно и уверенно.
СДВГ — это не приговор, а вызов, который можно преодолеть. С правильной поддержкой и подходом ваш ребенок сможет справляться с трудностями и раскрыть свои сильные стороны. Помните, что проявления СДВГ могут отличаться у мальчиков и девочек, и вовремя оказанная помощь — это ключ к успешной адаптации ребенка.
Вы — главная поддержка для своего ребенка, и вместе вы сможете пройти через любые сложности с улыбкой и большим количеством наклеек за успехи!