Все мы в детстве любили сказки. С их персонажами мы учились различать добро и зло, смелость и трусость, верность и предательство. Сказки будили нашу фантазию и учили нас правильным моделям поведения. И сегодня современные дети, слушая сказки, изучают мир и приобретают новый опыт.
Но сказка – это не просто захватывающая история. Она может иметь и терапевтический эффект. Сегодня вместе с клиническим психологом Марией Аблеевой мы узнаем, что такое сказкотерапия, рассмотрим пример терапевтической сказки и расскажем, как использовать сказки в процессе воспитания и коррекции поведения вашего ребенка.
Что такое сказкотерапия?
Это терапевтический рассказ, когда ребенок отождествляет себя с его героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.
В работе со своим ребенком можно применять притчи или сказки, направленные на решения конкретного запроса. Это может быть работа со страхами, фобиями, неуверенностью, проблемами с едой, агрессией, потерей близкого человека, проблемами в семье и т.д.
В чем сила терапевтической сказки?
Этот метод можно использовать не только в качестве проработки уже имеющихся у ребенка проблем, но и как метод профилактической терапии. В момент рассказа ребенок воспринимает смысл сказки сразу на двух уровнях: на сознательном и на подсознательном. Малыш буквально погружается в содержание сказки, сочувствует главному герою, примеряет его роль на себя. Подсознание же верит услышанному и задает нужную программу изменения в поведении, взглядах и позиции.
Давайте разберем пример небольшой сказки:
Гномик – терапевтическая сказка
Источник: skazkibasni.com
Направленность: Конфликтные отношения с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Трудности контакта, непонимание. Ключевая фраза: «Мама меня обижает!».
Однажды в одном городе произошла интересная история. Каждый из вас знает много историй, но эта история – необычная. Она случилась в одной семье сказочных человечков-гномиков. Они очень похожи на нас с вами, почти такие же, только очень маленького роста, из-за чего, впрочем они совсем не переживают.
Город, в котором жила эта семья, был очень большим. По его улицам ездили разные машины, там были красивые магазины, в которых продавались разные полезные вещи. На одной из этих улиц в небольшом доме жила семья гномиков.
Они жили дружно и хорошо, но иногда старшие ругали и наказывали Маленького Гномика… А всякий из нас знает, что можно чувствовать, когда это случается…
Однажды мама уходила из дома по своим делам и сказала Гномику: «Веди себя хорошо. Я скоро вернусь». Гномик остался дома один и, наигравшись в любимые игры, от нечего делать стал ходить по квартире. В одной из комнат Гномик увидел мамину любимую вазу. «Какая красивая ваза», – подумал Гномик и тут же заметил, что она не блестит на солнце, потому что на ней была пыль.
«Надо помыть вазу. А когда мама вернется, она увидит, какая чистая и красивая теперь ее ваза», – так решил Гномик. Он взял стульчик, встал на него, потянулся к вазе… И вдруг стульчик закачался, ваза упала из рук Гномика и… разбилась.
«Я так хотел порадовать свою маму», – прошептал Гномик, который был очень расстроен, и в ту же минуту мама вернулась домой. Мама не знала, что это случилось нечаянно и что Гномик хотел ее порадовать. На Гномика закричали, он был наказан.
Гномик почувствовал обиду и злость на маму. Ему не хотелось больше никогда ее видеть. «Ваза разбилась случайно, а мама этого не знает. Я хотел сделать приятное маме, а она… Пусть ее не будет. Я хочу остаться один на всем белом свете», – так думал Гномик, и слезы катились по его щекам.
Несколько слезинок упали на книгу с картинкой волшебника. И вдруг из книжки раздался голос. «Я все знаю, – сказал оживший волшебник, – ты чувствуешь большую обиду на маму и хочешь, чтобы ее не было на свете, потому что она несправедливо наказала тебя. Сейчас я взмахну палочкой, и ты останешься один, а мамы не будет…»
Так и случилось. Мама исчезла. Гномик ходил по дому один и вскоре почувствовал, что ему совсем одиноко от того, что мамы нет рядом. «Она тоже там одна. Ей плохо, она ищет меня. Может быть, маме сейчас хуже, чем мне», – подумал Гномик, и ему захотелось вернуть маму. Но как же сделать это без волшебника?
И Гномик догадался, что надо простить маму. И как только из сердца Гномика исчезла злость и обида на маму, она вновь оказалась дома. Мама искала и звала Гномика. Гномик и мама обнялись. Они нашли друг друга. В доме заиграла музыка, и они стали танцевать. Затем они пошли гулять и в парке ели много разных вкусностей, катались на карусели.
А Гномик подумал: «Как хорошо, что я простил маму! Ведь она любит меня, и я буду всегда находить в себе силы, чтобы прощать ее, потому что она – моя любимая мама».
Вопросы для обсуждения: Почему мама отругала Гномика? Была ли она права? За что Гномик обиделся на маму? Обиделся бы ты на его месте? Зачем Гномик простил маму? Мог бы он этого не делать? Что бы тогда было?
Это один из примеров терапевтической сказки. Вы же можете сами придумывать свои сказки, опираясь на те темы и проблемы, которые беспокоят вас и вашего ребенка.
Для того, чтобы сказка обрела силу и оказала помощь, придерживайтесь определенных правил:
- Сказка должна быть чем-то схожей с проблемой ребенка, но ни в коем случае не полностью копировать вашу ситуацию.
- Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
1) «Жили-были…» – начало сказки, встреча с героями. Здесь психологи рекомендуют для детей 3-4 лет делать главными героями игрушки, маленьких человечков и животных, а начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс и принцев и т.д. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
2) «И вдруг однажды…» – герой рассказа сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающим с проблемой ребенка.
3) «Из-за этого…» – сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
4) Кульминация – герои истории справляться с трудностями.
5) Развязка – результат действий героев сказки.
(-) – герой, совершивший плохой поступок, наказан;
(+) – герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, – вознагражден. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
6) Мораль сказки такова… – герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь меняется.
Важно не только что, но и как рассказывать. Во время того, как родитель рассказывает ребенку сказку, самое главное – это создать доверительную атмосферу эмоциональной близости, поддерживать зрительный контакт. Родитель может сопровождать рассказ драматическими приемами. В вечернее время можно, например, дополнительно зажечь свечи. Также по желанию можно использовать игрушки и разыграть историю, как будто это кукольный театр.
Не удивляйтесь, если ваш ребенок будет просить вас рассказывать ему одну и ту же сказку многократно. Наберитесь терпения и исполняйте просьбу. Вероятно, этот сюжет наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные вопросы и решить актуальные для него проблемы.
Ну и самое главное: помимо воспитательного эффекта сказкотерапия принесет вам бесценный опыт качественного времени, проведенного вместе с вашим ребенком. Эти моменты обязательно станут и для вас, и для него самыми теплыми воспоминаниями.
Источник, использованный в этой статье:
«Сказкотерапия детских проблем», Р.М. Ткач
Материал подготовлен вместе с институтом психологии Smart.