Многие дети с опытом сиротства переживают хронический стресс. Он негативно сказывается на их эмоциональном состоянии, поведении, успеваемости и социальной адаптации. Как же помочь ребенку справиться с этими сложными переживаниями? Расскажет психолог Виктория Шимова.
История Артема, 9 лет
Артем (имена героев изменены) попал в приемную семью Ивановых после 4 лет, проведенных в детском доме. В биологической семье он пережил эмоциональное и физическое насилие со стороны отца, а затем был изъят органами опеки и помещен в интернатное учреждение.
Когда Артема впервые привезли в дом Ивановых, он вел себя очень настороженно и агрессивно. Мальчик постоянно осматривал комнату, словно ожидая подвоха, и пытался держаться от приемных родителей на расстоянии. Ночью Артема мучили кошмары, он просыпался в слезах и отказывался рассказывать, что ему снилось.
В школе Артем также испытывал серьезные сложности. Он с трудом сосредотачивался на уроках, часто срывался на учителей и одноклассников, демонстрируя вспышки гнева. Мальчик плохо успевал по многим предметам и избегал контактов со сверстниками, боясь насмешек.
Приемные родители Ивановы были обеспокоены состоянием Артема и обратились за помощью к семейному психологу. В ходе консультаций выяснилось, что у мальчика диагностируется посттравматическое стрессовое расстройство. Травматический опыт, пережитый в биологической семье, приводил к хроническому стрессу, который проявлялся в виде тревожности, агрессии, нарушений сна и концентрации внимания.
Психолог рекомендовал Ивановым применять техники релаксации, когнитивно-поведенческую терапию, постепенно вовлекать Артема в социальную активность. Параллельно было организовано взаимодействие с педагогами школы для помощи мальчику в учебе. Благодаря комплексному подходу спустя полгода Артем стал демонстрировать позитивные изменения: снизился уровень тревоги и агрессивности, улучшились показатели успеваемости, он стал активнее участвовать в жизни класса. Приемные родители отметили, что ребенок постепенно начал доверять им и устанавливать более тесный эмоциональный контакт.
Пример Артема иллюстрирует, что попадание ребенка в новую семью, особенно если у него есть травматический опыт, может сопровождаться серьезным стрессовым состоянием. Без должной психологической поддержки ребенку трудно справиться с тревогой, агрессией и другими последствиями пережитого, что препятствует успешной адаптации. Применение комплексных программ помощи, включающих работу с приемными родителями и налаживание взаимодействия со школой, позволяет нормализовать состояние ребенка и помочь ему успешно интегрироваться в новое окружение.
Основные источники стресса
Согласно данным ученых, основными источниками стресса для приемных детей являются:
1. Разлука с биологическими родителями и привычным окружением. «Ребенок испытывает глубокое горе, чувство утраты, тревогу за свое будущее. Он может проявлять амбивалентные чувства – от ненависти к биологическим родителям до ностальгии по ним». (Авдеева, 2010).
2. Неуверенность в безопасности нового окружения. Дети, пережившие жестокое обращение, «находятся в постоянном напряжении, ожидая опасности, и с трудом доверяют новым взрослым». (Романова, 2014).
3. Трудности в установлении доверительных отношений с приемными родителями. Как отмечают исследователи, «приемные дети, особенно в ранние годы, с трудом устанавливают эмоциональную связь с новыми взрослыми, проявляют недоверие, избегают близости». (Прихожан, Толстых, 1990).
4. Академические сложности и проблемы в школе. Многие приемные дети имеют нарушения развития, что становится для них дополнительным источником стресса и стигматизации со стороны сверстников.
5. Неопределенность относительно своего будущего. Дети из приемных семей «зачастую беспокоятся о том, как долго они будут находиться в новой семье, не будут ли их снова переводить в другое место». (Bowlby, 1969).
Все эти факторы вызывают у ребенка психологическое напряжение, которое проявляется в виде нарушений сна, повышенной тревожности, агрессивности, трудностей концентрации внимания и даже психосоматических расстройств.
Как помочь ребенку справиться со стрессом
1. Создайте безопасную и стабильную среду. Приемные родители должны обеспечить ребенку ощущение защищенности, предсказуемости, эмоциональной близости. Это помогает снизить тревогу и укрепить доверие.
2. Развивайте навыки саморегуляции. Обучайте ребенка техникам релаксации, визуализации, дыхательным упражнениям, это позволит ему лучше справляться с сильными эмоциями:
* Дыхательные упражнения: глубокое дыхание, диафрагмальное дыхание, дыхание «четыре секунды вдох, четыре секунды выдох».
* Прогрессивное мышечное расслабление: поочередное напряжение и расслабление мышц, начиная с пальцев ног и заканчивая лицевыми мышцами.
* Визуализация: создание приятных образов, представление себя в спокойной обстановке.
* Медитация: сосредоточение на дыхании и мыслях, отстранение от напрягающих мыслей.
3. Психологическая поддержка. Регулярные индивидуальные или семейные консультации с психологом помогут проработать травматический опыт, преодолеть трудности адаптации.
4. Помощь в школе. Тесное взаимодействие приемных родителей с педагогами, при необходимости консультации школьного психолога, могут облегчить академические нагрузки ребенка.
5. Вовлечение в социальную активность. Занятия в кружках, секциях помогают приемным детям расширять социальные контакты и повышать самооценку.
Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому к решению его проблем нужен особый подход. Главное – создать вокруг ребенка атмосферу заботы, понимания и поддержки, которая поможет ему успешно справиться со стрессом адаптации.
Материал подготовлен совместно с институтом психологии Smart.
Источники информации:
Авдеева Н.Н. Особенности привязанности приемных детей к приемным родителям // Вопросы психологии. 2010. №4. С. 18-27.
Прихожан А. М., Толстых Н. Н. П 75 Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). — М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
Романова Е.В. Психологическая помощь детям-сиротам в период адаптации в приемной семье // Психологическая наука и образование. 2014. Т.6. №2. С. 125-132.
Bowlby J. Attachment and Loss. Vol. 1: Attachment. New York: Basic Books, 1969.