

Многолетние исследования ученых в области психологии доказали, что тип детско-родительских отношений в семье – это одним из важнейших факторов, который формирует характер ребенка и особенности его поведения. Поэтому нарушение системы семейного воспитания и дисгармония в детско-родительских отношений часто становится причиной психологических проблем у ребенка и даже может провоцировать возникновение детских неврозов.
В нашем материале мы рассмотрим основные подходы и классификации типов семейного воспитания и детско-родительских отношений, чтобы наглядно понять, как те или иные действия родителей по отношению к ребенку могут влиять на формирование его личности.
Аномальные типы семейного воспитания
Исследователи А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов аномального семейного воспитания, которые приводят к акцентуации черт характера и психопатиям у детей.
Гипопротекция (гипоопека). Этот тип воспитания характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке, которое выражается в полной безнадзорности или в недостатке контроля и опеки. При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе. Он может чувствовать себя брошенным. Отсутствует внимание родителя к потребностям ребенка. Родитель ничего не знает об интересах, делах, тревогах ребенка, при этом формальный контроль может сохраняться. Гипоопека может провоцировать асоциальное поведение, в том числе праздный образ жизни или побеги из дома.
Доминирующая гиперпротекция. Этот тип воспитания предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, которое проявляется в игнорировании реальных потребностей ребенка и жестком контроле над его поведением. Гиперпротекция полностью блокирует детскую самостоятельность и инициативу. Такой тип воспитания лишает ребенка возможности учиться на собственном опыте и мешает сформироваться таким качествам, как ответственность и чувство долга. При гиперпротекции ребенок нерешителен, безынициативен, не умеет постоять за себя. Кроме того, в подростковом возрасте гиперпротекция может приводить к протесту, непослушанию, нежеланию соблюдать требования родителя.
Потворствующая гиперпротекция. Этот тип воспитания проявляется в стремлении родителей удовлетворять все потребности и желания ребенка. В такой системе ребенок занимает роль кумира семьи. Родитель потакает всем детским капризам, покровительствует и восхищается в том числе мнимыми талантами ребенка. Этот тип воспитания культивирует в ребенке эгоизм. Ребенок постоянно стремится к лидерству и превосходству, при этом не имея достаточного упорства и внутреннего стержня для достижения желаемых результатов.
Эмоциональное отвержение. Подобное поведение родителя оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка. Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях: ребенком тяготятся, а его потребности игнорируются. Ребенок становится обузой для родителей, они постоянно демонстрируют собственное недовольство им. Отвержение может проявляться явно – в игнорировании ребенка или фразах, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне», или скрыто – в виде издевок, иронии, высмеивания. При скрытом эмоциональном отвержении родители не хотят признаваться себе в подобном отношении к ребенку. Они компенсируют свое отвержение преувеличенным вниманием к поведению ребенка, но выдают себя раздражительностью, недостатком искренности в общении и бессознательным стремлением избежать тесного эмоционального контакта с ребенком. В зависимости от типа личности дети реагируют на отвержение по-разному: некоторые уходят в протест, другие замыкаются в себе, третьи ищут утешения в «плохих компаниях» и т.д.
Жестокие взаимоотношения. Часто они сочетаются с крайней степенью отвержения ребенка. Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно – в виде насилия, когда родитель «срывает зло» на ребенке, или скрыто – в виде эмоциональной враждебности и холодности. Любое проявление жестоких взаимоотношений никогда и ни при каких обстоятельствах недопустимо в процессе воспитания ребенка!
Повышенная моральная ответственность. При подобном типе воспитания родители возлагают на ребенка чрезмерную и не соответствующую его возрасту и реальным возможностям моральную ответственность. Родители требуют от ребенка высоких моральных качеств (честности, порядочности, исполнительности). Они ждут, что ребенок будет очень успешен в жизни, и настойчиво навязывают ему эти ожидания. Эти требования сочетаются с игнорированием реальных потребностей и желаний ребенка, его собственных интересов и способностей. При таком типе воспитания родители возлагают на ребенка ответственность за благополучие близких или могут поручить ему заботу о других членах семьи (например, младших братьях или сестрах). Ребенку насильно приписывается статус «глава семьи». Воспитываясь в подобных условиях, дети часто не выдерживают бремени чрезмерной ответственности, что приводит к неврозам.
Три патогенных типа воспитания
Другой подход к аномальным типам воспитания предложил ученый, психоневролог и психотерапевт В.И. Гарбузов. Анализируя причины неврозов у детей, он выделил три патогенных типа воспитания.
Тип А. Непринятие, эмоциональное отвержение. При таком типе воспитания родитель не принимает ребенка таким, какой он есть, и все время стремится «переделать» и «улучшить» его. Отсюда исходит чрезмерная требовательность, жесткий контроль над жизнью ребенка и навязывание ему «единственно правильного», по мнению родителя, поведения. Родитель пытается воплотить в ребенке собственные нереализованные мечты. Часто такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью». В некоторых случаях непринятие может проявляться в крайней форме – в форме реального отказа от ребенка. Отношения непринятия и отвержения может наблюдаться в семьях, где ребенок родился незапланированно, «невовремя», в период бытовой неустроенности или супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем этот тип воспитания может сочетаться с попустительством, равнодушием к жизни и потребностям ребенка.
Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Подобный тип воспитания выражается в тревожной мнительности в отношении здоровья или социального статуса ребенка. Часто такие родители настойчиво ожидают от ребенка успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Они стремятся к многопрофильному образованию ребенка, однако часто не учитывают его собственные интересы и способности. В результате у ребенка могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут возникать навязчивые идеи. Часто ребенок сталкивается с конфликтом между желаемым и должным. Родители оказывают на ребенка давление, приписывая ему собственные желания. В результате у него возникает страх перед родителями. При таким типе воспитания дети-холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики – тревожными, а дети-меланхолики – нечувствительными.
Тип В. Эгоцентрическое воспитание. «Смысл жизни», «кумир семьи», «единственный, «лучший» – такие характеристики приобретает ребенок в семье с подобным типом воспитания. Родители культивируют внимание всей семьи (и не только) на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членов семьи. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать нездоровый эгоизм и стремление к превосходству при отсутствии реальных оснований для этого.
Стили детско-родительских отношений
На основании анализа взаимодействия родителя и ребенка при совместном решении задач профессор Е.Т. Соколова выделила четыре основных стиля детско-родительских отношений.
Сотрудничество. Оно предполагает такие детско-родительские отношения, в которых потребности ребенка учитываются, при этом ребенок получает право «на автономию». В сложных ситуациях, требующих участия взрослого, родители всегда оказывают ребенку помощь. Если в семье возникает проблемная ситуация, варианты ее решения обсуждаются вместе с ребенком. Его мнение всегда принимается во внимание.
Псевдосотрудничество. Оно может проявляться в разных вариантах: доминирование взрослого или, наоборот, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие. Общение может сопровождаться откровенной лестью. При этом одна из сторон может испытывать давление, страх. Решения конфликтных ситуаций достигаются за счет поспешного согласия одной из сторон, которая испытывает страх перед возможной агрессией другой стороны. При этом агрессором может выступать как родитель, так и ребенок.
Изоляция. Этот стиль отношений характеризуется полным отсутствием кооперации и объединения усилий в решении каких-либо вопросов. Инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, родитель и ребенок не слышат и не чувствуют друг друга.
Соперничество. Для этого стиля характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавление инициативы партнера.
Важно понимать, что лишь сотрудничество позволяет ребенку и родителю достичь гармонию в отношениях. При сотрудничестве учитывается позиция и родителя, и ребенка, отсутствует игнорирование. Этот тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.
Воспитательные позиции родителей
Важный фактор, который формирует гармонически развитую личность ребенка, – это воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Под воспитательными позициями понимается характер эмоционального отношения родителя к ребенку. Анализируя дистанцию в отношениях между родителем и ребенком, исследователи выделяют три основных воспитательных позиции:
Оптимальная дистанция (уважение). Эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родители воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение по отношению к личности ребенка. Родители могут выражать категоричность и настойчивость в некоторых вопросах, но при этом сохраняют необходимую для ребенка степень свободы и независимости. Межличностные отношения родителя и ребенка строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания.
Сокращенная дистанция (слияние). Концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они контролируют его поведение, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. При сокращенной дистанции для поведения родителя характерны:
― чрезмерная уступчивость
― неадекватность понимания личности ребенка
― непонимание возрастных особенностей ребенка
― неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка
― неумение руководить детьми
― духовная отдаленность от ребенка.
Увеличенная дистанция (отчуждение). Эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения). Взрослые психологически отдалены от ребенка: контакты с ним редкие и поверхностные, присутствует эмоциональное равнодушие взрослого к ребенку. Детско-родительские отношения не приносят взаимного удовлетворения. Родитель не понимает индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения ребенка.
В этом материале мы обратились к исследовательским трудам ученых психоневрологов и психотерапевтов и разобрали разные подходы к классификации типов воспитания и детско-родительских отношений. Эти исследования имеют реальное прикладное значение и призваны показать, как те или иные действия родителей в воспитании ребенка могут повлиять (в том числе крайне негативно) на формирование его личности. Руководствуясь описанными в тексте примерами, родители могут корректировать методы своего воспитания и характер своего общения с ребенком, тем самым помогая ребенку вырасти гармоничной личностью с устойчивой здоровой психикой.
В следующей статье мы рассмотрим, что такое родительские директивы и как они влияют на развитие ребенка.