Последствия кризисных ситуаций в жизни приемного ребенка — ситуации жестокого обращения, лишение семьи, сиротство, жизнь в системе — отражаются позже на его жизни. Они проявляются в его поведении и характере. С этим можно и нужно работать, зная первопричину травмы.
Физические травмы можно вылечить, наложить пластырь или гипс, а с психологическими травмами гораздо сложнее. Они постоянно дают о себе знать. Приемные семьи часто сталкиваются с проживанием ребенком его внутренних травм. Порой травмы проявляются не сразу, а со временем, когда ребенок адаптируется в семье, и тогда приемные родители сталкиваются с внезапными кризисными проявлениями поведения ребенка, в других случаях последствия травмы проявляются постоянно.
Причины травмированности ребенка
Травма привязанности, или материнская депривация
Ребенок, родившись, сразу остается без мамы: она умерла в родах или отказалась от ребенка. Сверхзначимую фигуру матери невозможно заменить. «У такого ребенка нет “своего взрослого”, нет той доминирующей, заботящейся, оберегающей фигуры, привязанность к которой дает ему возможность развиваться, — замечает психолог Наталия Мишанина, специалист в сфере социального сиротства и приемного родительства, эксперт фонда «Достойный гражданин». -— Ребенок может получать очень качественный уход, но важной фигуры нет, он будет стремиться сформировать любую суррогатную привязанность. Описаны случаи, когда для ребенка из детского дома таким триггером выступает любой человек в белом халате. В дальнейшем это может быть привязанность к группе (от группы сверстников до попадания в секту), в которой четко распределены роли. Часто такой ребенок, вырастая, вливается в криминальную среду. Это может также выливаться и в другие болезненные привязанности, например, алкоголизм».
Эта травма лежит в основе зависимостей, психосоматических расстройств. Не формируется базовое доверие к миру, а это приводит к постоянным сомнениям, страхам, трудностям в выборе.
Травма отвержения
Возникает при общении с «холодной» матерью. Такая мама может быть рядом физически, но эмоционально не вовлекаться в жизнь ребенка, не быть с ним в психологическом контакте. Это может быть связано как с ее текущим состоянием (послеродовая депрессия, конфликты с партнером, острые стрессы из-за материальных проблем), так и ее собственными невротическими чертами.
«Потребность в привязанности — врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых. Это приводит к чувству собственной ненужности, неспособности выражать свои чувства и находиться в близких эмоциональных отношениях. Если ребенок — девочка, то из нее также может вырасти такая же «холодная» мать», — поясняет психолог.
Травма лишения
Возникает при игнорировании потребностей ребенка: например, родители не реагируют на плач ребенка, обесценивают его страхи, не учитывают его психологические и физические особенности. Или, например, у ребенка сверхзаботливая и даже гиперопекающая мать, но она игнорирует потребность ребенка в самостоятельности. Это приводит к привычке обесценивать свои потребности, «глухоте» к своему организму, отсутствие контакта с желаниями («не понимаю, чего хочу на самом деле»).
Травма предательства
Возникает при разочаровании ребенка своими родителями, которых он боготворил, чаще всего речь идет о родителе противоположного пола.
«Ощущение предательства возникает, когда родитель предпочитает кого-то другого или просто «уходит» из контакта (в алкоголь, работу). Вариантом этой травмы является «травма свержения с трона», которая возникает у старшего ребенка при рождении младших детей, которые получают все внимание родителей. Часто здесь присоединяется и травма лишения, когда ребенку вдруг предлагается резко «повзрослеть» и помогать в воспитании младших, — рассказывает Наталия Мишанина. — Это приводит к потере чувства доверия, отчуждению или, наоборот, попыткам угодить окружающим, гиперконтролю (попытки все предвидеть и избежать предательства в будущем)».
Травма сексуального соблазнения
Возникает в случаях сексуального насилия над ребенком. Это одна из самых тяжелых и чаще других «вытесняемых» из сознания травм. Практически всегда вызывает серьезные эмоциональные и сексуальные расстройства.
Травмы, связанные с физическим насилием
Возникают при систематическом жестоком обращении с ребенком со стороны взрослых или других детей. Это приводит к хроническому чувству небезопасности, зависимостям, виктимному поведению (повзрослев, человек может неосознанно вступать в отношения, в которых будет продолжаться насилие или травля).
Травмы унижения
Эта травма возникает, когда родители не реагируют на ребенка положительно, как бы передают послание: «сам по себе ты недостаточно хорош, чтобы заслужить нашу любовь, ты должен соответствовать образу, правильно функционировать». «В нашем менталитете заложены традиции много ругать и стыдить детей, за все подряд: от проявления эмоций до оценок, так что то, что начато родителями, часто продолжается в детском саду и школе, — говорит Наталия Мишанина. — В итоге постоянные унижения могут приводить к постоянному чувству неполноценности, стремлению самоутвердиться за счет успехов (наконец-то доказать родителям свою ценность), постоянному фоновому чувству стыда, непереносимости критики и стремлению конкурировать, в том числе в личных отношениях».
Последствия психологических травм
Непроработанный детский травматический опыт может привести к различным психосоматическим нарушениям, стрессам, неврозам.
Например, для травмированного ребенка в детстве, а потом и дальше во взрослой жизни существует конфликт лояльности. Если в здоровых взаимоотношениях любовь ассоциируется с безопасностью, то травмированный человек будет убежден, что любовь небезопасна, опираясь на свой негативный опыт. Так же обстоит дело и с доверием, и с другими чувствами.
Механизмом травмы является незавершенная защитная реакция бегства, борьбы, замирания на уровне тела. Реакция на травмирующую ситуацию может быть разной. Например, гипербдительность (замирание) — человеку важно внимательно рассмотреть новый объект и оценить дальнейшую тактику действий. Главный алгоритм — остановиться, смотреть и слушать. Другая сторона — активное возбуждение, двигательная активность. Это может быть и бегство, попытка избежать травмирующей ситуации, наконец, агрессия, драки . Или же оцепенение — если все предыдущее невозможно, но опасность приближается, то остается только притвориться мертвым, чтобы дождаться пока опасность минует или обстоятельства позволят предпринять еще одну попытку к бегству. Все это касается не только физических, но и психологических травмирующих ситуаций.
Действия приемных родителей
Тяжелые травмирующие события оставляют в психике ребенка глубокие следы и могут быть бомбой замедленного действия. Травмы разрушают защиту, ребенок не чувствует себя в безопасности. Важно помочь правильно прожить эту травму и завершить ее, чтобы травмирующее переживание стало опытом, на который мы можем опереться, а не источником проблем или болезней.
В первую очередь, ребенку надо дать чувство безопасности, помочь установить границы собственного пространства, личностные границы, ощутить доверие, наполниться энергией. Работать с травмами ребенка лучше с поддержкой опытного психолога, психотерапевта, специалиста в сфере сиротства.