В прошлом материале мы выяснили, что трудное поведение — это своеобразный «сигнал SOS», который ребенок посылает родителям, пытаясь привлечь к себе их внимание. Демонстрируя трудное поведение, ребенок в глубине души хочет быть услышанным и принятым, он ищет поддержку и заботу.
Не стоит думать, что ребенок сам получает удовольствие от своего плохого поведения. Оно мешает ему не меньше, чем его родителям: мешает нормально развиваться, коммуницировать с миром, учиться и гармонично взрослеть. Именно поэтому ребенку необходима помощь взрослого, который смог бы направить его и вместе с ним преодолеть временные трудности.
Мы выделили восемь шагов, следуя которым, родители смогут помочь ребенку справиться с трудным поведением.
Шаг 1: Успокоиться
Начните с себя. Чтобы ваше взаимодействие с ребенком было наиболее эффективным, потратьте некоторое время на собственный настрой. Спросите себя: «Что я чувствую?». Если вами владеют гнев, обида, раздражение или растерянность, следует успокоиться и восстановить душевное равновесие.
Если общаясь с ребенком вы чувствуете, что опять начинаете «закипать» и готовы сорваться на ругань, задайте себе вопрос: «К какому результату приведет мой крик? Поможет ли он ребенку вести себя лучше? Вызовет ли у него желание измениться? Улучшит наши отношения с ним?» Ответ на все эти вопросы будет отрицательным.
В разговоре лучше используйте «Я-высказывания», то есть высказывания о себе, о своих чувствах, проблемах и потребностях. О том, как употреблять их в общении с ребенком, мы писали в нашем материале «Что такое “Я-высказывание”, и как применять его в общении с ребенком».
Шаг 2: Проработать свои установки
Поймите, ребенок ведет себя плохо не потому, что хочет сделать больно вам. За его трудным поведением стоят гораздо более глубокие причины. А ваша задача — помочь ему преодолеть их. Поэтому в контакте с ребенком руководствуйтесь только позитивными установками.
Нет: «Трудный подросток способен только на гадости в мой адрес, он все делает мне назло!»
Эта установка расшатывает позицию взрослого в контакте с ребенком, с которым ему трудно, и только усложняет сложившуюся ситуацию.
Да: «Моему ребенку сейчас трудно, он пытается получить что-то, чего ему не хватает. И я могу ему помочь».
Такая установка укрепляет вашу позицию и делает дальнейшее взаимодействие более эффективным.
Еще одна важная установка в общении с «трудным» ребенком — установка на честность. Только честное открытое взаимодействие, в котором вы максимально честны с ребенком, поможет добиться успеха в преодолении трудного поведения.
Шаг 3: Определить причину трудного поведения
Возможные причины наиболее распространенных форм трудного поведения мы подробно рассматривали в материале «Почему с ребенком трудно?». Здесь приведем несколько возможных мотивов плохого поведения и расскажем, как стоит поступать родителю в каждом случае:
Мотив 1: Борьба за внимание
Проанализируйте, действительно ли ребенку не хватает контакта с вами. Возможно, вы постоянно работаете или, наоборот, проводите много времени вместе с ребенком, но эмоционально не вовлекаетесь в его проблемы. По возможности уделяйте ему больше внимания, проводите «качественное» время вместе.
Мотив 2: Борьба за власть
Ребенок растет и хочет доказать вам, что он тоже чего-то стоит. Предоставьте ему больше свободы, а также четко сформулируйте правила, чтобы обозначить зоны ответственности.
Мотив 3: Желание отомстить
Честно поговорите о том, что что-то происходит. Будьте готовы признать свою вину, если она действительно есть.
Мотив 4: Неуверенность в себе
Создавайте ситуации успеха ребенка. Давайте ему больше поддержки, демонстрируйте принятие.
Мотив 5: Усталость
Дайте ребенку возможность сделать перерыв. Дайте возможность для отдыха и переключения.
Шаг 4: Выработать правила и границы в общении
Четкие правила и границы в общении помогут вам вести с ребенком конструктивный диалог и избегать лишних ссор.
- Правил должно быть немного, но они обязательно должны быть установлены.
- Правила обсуждаются с ребенком (подростком) перед утверждением.
- Правила соблюдаются всеми сторонами.
Не соблюдая введенные правила, вы сводите на нет все ваши усилия по регулированию трудного поведения.
Пример: вы советуете ребенку не терять самообладания в конфликтах, говорите, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и наказываете его. Ребенок чувствует вашу непоследовательность и не стремится измениться.
Шаг 5: Обеспечить безопасность
Ощущение своей беззащитности и оставленности характерно для детей, переживших опыт сиротства. Оно формирует в их сознании болезненный комплекс неполноценности. Ребенок компенсирует его через защитные психологические реакции, направленные на самоутверждение: он будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.
Доверие — это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия — первоочередная задача, которую можно решить, признавая безусловную ценность и уникальность ребенка, демонстрируя принятие и заботясь о реализации его потребностей.
Шаг 6: Установить позитивную цель
Чтобы справиться с трудным поведением, нужно установить позитивную цель, которая будет учитывать интересы ребенка. Формулировка цели должна содержать указание на позитивный результат («вести здоровый образ жизни» вместо «бросить курить»; «добиться положительной успеваемости» вместо «не получать двойки»).
В достижении цели важно опираться на положительные качества ребенка. Ребенок, проявляющий трудное поведение, подвергается постоянной критике со стороны взрослых, поэтому у него, как правило, вырабатывается отрицательная самооценка: «Я — плохой».
Важно вместе с ребенком выявить его достоинства и ресурсы для позитивных изменений. Для этого используйте искреннее поощрение положительных поступков и намерений ребенка, помогите ему сфокусироваться на своих положительных качествах, чувствах и мыслях. Результаты не заставят себя ждать.
Шаг 7: Показать привлекательную альтернативу
Часто родители говорят ребенку, как делать не надо, при этом забывая объяснить, как надо, и показать положительный пример поведения, которого они ждут от ребенка.
Важно показать ребенку, что есть гораздо более привлекательные способы добиваться желаемого, чем трудное поведение. Помогая ребенку находить новые способы решения проблем, будьте изобретательны: делитесь своим опытом, показывайте на примерах из фильмов и книг, как кто-то из героев тем или иным образом вышел из сходной ситуации.
Пример: подросток курит и употребляет нецензурные выражения, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется ему привлекательным. Но если вы предложите ребенку проводить время за интересным (!!!) ему занятием (кружок, спортивная секция, языковые курсы…), принадлежность к кругу заинтересованных подростков, где не нужно отстаивать свою значимость путем девиаций, несомненно очень скоро станет для него привлекательной альтернативой.
Шаг 8: Организовать командную работу
Чтобы помочь ребенку справиться с наиболее сложными формами трудного поведения, в идеале необходимо объединять усилия:
Семья + Учитель + Специалист (психолог).
Таким образом все значимые для ребенка взрослые будут транслировать общую позицию, что поможет ребенку максимально эффективно и безболезненно преодолеть трудности. Конечно, в реальности очень сложно обеспечить такое объединение усилий, но это то, к чему обязательно нужно стремиться.
Книги по теме:
- Петрановская Л. «Если с ребенком трудно»
- Корчак Я. «Как любить ребенка»
- Фабер А. Мазлиш Э. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
- Оклендер В. «Окна в мир ребенка»
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Чувства и конфликты»
Использованные источники:
- Петрановская Л. Если с ребенком трудно. — М: АСТ, 2016.
- «Трудный» ребенок в приемной семье